• 11 июня 2008

    Парусник “Штандарт” исключен из судового реестра

    Руководитель Северо-Западного управления Госморречнадзора Дмитрий Атлашкин об исключении парусника "Штандарт" из судового реестра:

     

    - В середине 90-х годов группой лиц во главе с предпринимателем Владимиром Мартусем было задумано на первый взгляд хорошее дело – воссоздать какой-нибудь корабль эпохи Петра Первого. За образец было решено взять 26 пушечный фрегат «Штандарт». Сказано – сделано. Началась работа.

    Однако создатели почему-то не учли, что подобие старинного судна, построенное без учёта современных правил безопасности, на техническом уровне XVII века в XXI веке принципиально не может быть признано безопасным.

     

    За три века человечество ушло далеко вперед. И то, что считалось вершиной кораблестроения при Петре Первом ныне не соответствует стандартам безопасности.

    Следствием «легкомыслия» создателей старинного парусника стали проблемы с одобрением проекта этого «исторического шедевра». Никакое из действующих в Российской Федерации классификационных обществ не рискнуло одобрить созданный Мартусем и его товарищами проект.

     

    Поэтому строился «Штандарт» без обязательного технического наблюдения специалистов Российского Морского Регистра судов (РМРС) или Российского Речного Регистра (РРР). Как следствие этого нарушения действующих правил, оба Регистра, (имеющие строгие правила, написанные, образно выражаясь, «кровью моряков»), категорически отказались классифицировать этот псевдоисторический новострой как судно и выдать ему классификационное свидетельства, когда г-н Мартусь обратился к ним за легализацией своей постройки.

    А без классификационных документов нельзя поставить судно на учёт в государственный Реестр.

    Известно, что «нормальные герои всегда идут в обход». В обход правил пошли и владельцы «Штандарта» с г-ном Мартусем. В 2004 году, им удалось убедить Государственную Инспекцию по маломерным судам (ГИМС) Ленинградской области МЧС России зарегистрировать «Штандарт» в судовой книге ГИМСа.

     

    Однако следует знать, что и у ГИМС имеются свои требования к судам по мощности двигателей установленных на судне и его пассажировместимости, которым «Штандарт» явно не соответствовал. ГИМС Ленинградской области неоднократно отмечала нарушения пассажировместимости, мощности и районов плавания.

     

    Весной 2007 года за многочисленные нарушения «Штандарт» был исключен из судовой книги, его судовой билет (документ инспекции удостоверяющий годность судна к плаванию) был аннулирован. Участие «Штандарта» в празднике «Алые паруса» (праздник, который проводится в Санкт-Петербурге на средства городского и федерального бюджетов в период школьных выпускных балов, где «Штандарт» являлся ключевым элементом) в 2007 году оказалось под вопросом.

     

    В этих условиях руководство Санкт-Петербурга обратилось в Российский Речной Регистр с просьбой принять на себя ответственность и классифицировать судно, обеспечив тем самым его регистрацию в Государственном судовом реестре.

     

     

    Парусно-моторное судно «Штандарт» было освидетельствовано Северо-Западным филиалом Российского Речного Регистра в июне 2007 года «как парусно-моторное судно специального назначения» с присвоением класса «Э - О-2 Пр». В классификационном свидетельстве был указан район и сезон плавания:

     

    «Балтийское море – Финский залив восточнее линии п. Ломоносов – о.Котлин – п. Зеленогорск и 10 мильная прибрежная зона от п. Зеленогорск до п. Выборг, Май – Октябрь включительно»

     

    Опытнейшие инженеры-эксперты Северо-Западного филиала речного Регистра именно так определили район плавания. Он подтверждается правилами Российского Речного Регистра, основанными на сложных расчетах и подкрепленных статистикой.

    Имея документы Речного Регистра, г-н Мартусь подал заявление о регистрации судна в Государственном Реестре судов внутреннего плавания, в котором состоят речные суда, не совершающие международных рейсов.

    Поскольку все предусмотренные законодательством Российской Федерации документы для регистрации были в наличии, 20 июня 2007 года, за два дня до праздника «Алые паруса», судно было зарегистрировано в Государственном судовом реестре, что автоматически перевело судно «Штандарт» под юрисдикцию Министерства Транспорта Российской Федерации, со всей его нормативной базой, системой надзора и контроля.

     

    Правила ГИМС, имеющей дело в основном с маломерными судами частных владельцев относительно либеральны, т.к. частные лица рискуют в основном своей собственностью и своей жизнью.

    Нормативные акты Министерства транспорта базируются на международном морском законодательстве, обязательном для исполнения всеми странами подписавшими международные морские конвенции.

    Международное и российское морское законодательство, прописано до мелочей и за последние 300 лет тщательно гармонизировано. Естественно, оно намного строже, так как регулирует использование транспортных средств, перевозящих водой миллионов пассажиров и огромное количества грузов.

    Однако владелец судна «Штандарт» не стремился исполнять российское морское законодательство.

    4 июля 2007 года, предъявив Федеральной пограничной службе аннулированный судовой билет ГИМС, т.е. совершив подлог, г-н Мартусь не имея на борту профессионального экипажа обязательного для судов зарегистрированных в государственном реестре, приняв на борт 30 пассажиров, из которых часть были несовершеннолетними, нарушив все правила и постановления ушел в длительный заграничный рейс.

     

    По правилам Регистра (и речного и морского), плавание за пределами районов установленных классификационным обществом ведет к лишению судна свидетельства о годности к плаванию. Неудивительно, что 27 июля 2007 года, спустя месяц после выдачи, Северо-Западный филиал Речного Регистра отозвал свидетельство о годности судна «Штандарт» к плаванию и приостановил действие его классификационного свидетельства.

    Это автоматически ведет к запрещению эксплуатации судна. По возвращению «Штандарта» в Санкт Петербург 14 сентября 2007 года многочисленные нарушения г-ном Мартусем российского морского, природоохранного, санитарного законодательств были расследованы и документированы, а эксплуатация судна была запрещена.

     

    Северо-Западное управление государственного морского и речного надзора предписанием запретило все перемещения судна, в том числе и на буксире, пока судно не восстановит документы классификационного общества.

    Северо-Западный филиал Речного Регистра выставил требование предъявить корпус судна в доке, продефектовать набор корпуса с частичным снятием обшивки.

    Дело в том, что ГОСТ предусматривает срок службы деревянного судна не более 7 лет, после которых должна выполняться тщательная ревизия всех деталей корпуса.

     

    Напомню, что «Штандарт» достиг возраста 9 лет. За это время он только один раз был в доке. Осмотры корпуса судна, его винто-рулевого комплекса, проводившиеся водолазами-любителями не могут быть приняты всерьез.

    Кстати в документах касающихся исторического «Штандарта» указано, что 1711 году в возрасте 8 лет он пришел в крайне ветхое состояние и был подвергнут серьезному ремонту с заменой обшивки корпуса.

    10 мая 2008 года, нарушив предписание Госсморречнадзора, совершив очередной подлог (выдавая свое судно за несамоходную шаланду НШС-1), г-н Мартусь увел судно из круглого ковша Галерной гавани (Санкт-Петербург) в Финский залив в район форта №6, для киносъемок на борту судна, тем самым подтвердив, что он не собирается исполнять требования классификационного общества.

     

    В результате 16 мая Речной Регистр снял «Штандарт» с учета, что повлекло изменения в статусе судна. «Штандарт» перестал быть судном в юридическом смысле, что позволило Северо-Западному управлению государственного морского и речного надзора исключить данное плавсредство из государственного судового реестра.

    Цинично попирая законы и правила, игнорируя предписания и распоряжения Капитана порта и Госморречнадзора, г-н Мартусь раздает интервью средствам массовой информации, в которых ругает злые органы государственной власти, федеральные законы и правила.

    Все кругом виноваты, в том, что не поняли и не поддержали удивительную идею эксплуатации в 20 веке судна 17 века.

    Налицо правовой нигилизм, когда субъект транспортного процесса мотивирует многочисленные демонстративные и циничные нарушения российского законодательства несовершенством или отсутствием нужных ему лично нормативов и правил.

    Хочется напомнить г-ну Мартусю старинную русскую пословицу: «Нечего на зеркало пенять………»

    Что остается у некоммерческого партнерства «Штандарт»?

     

    Не опробованными остались еще два варианта регистрации. Один – попытаться объявить «Штандарт» промысловым рыболовным судном. Другой вариант – задекларировать как военный корабль, учитывая, что «Штандарт» был в старину 26 пушечным фрегатом. Может Военно-морской флот купится на патриотическую риторику?

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен