• 24 августа 2020

    Возрождая отрасль

    Вот уже несколько лет Российский морской регистр судоходства (далее – РС, Регистр) является непосредственным участником обновления российской рыбной промышленности в рамках государственной программы инвестиционных квот. Новый механизм государственного стимулирования отрасли помогает российским предприятиям усилить свои компетенции в области проектирования и строительства рыболовного флота.

    Портфель заказов РС на начало августа 2020 года включает 102 рыболовных судна, из которых 78 уже строится. Статистика демонстрирует уверенную положительную динамику: в 2018 году на класс РС заложены корпуса 10 рыболовных судов, в 2019 году – 11, а на 2020 год – уже 29.


    Правила Регистра

    Роль Российского морского регистра судоходства, как классификационного общества, при строительстве нового флота – рассмотреть и одобрить проект судна, в дальнейшем – вести техническое наблюдение на всех этапах его строительства. После завершения постройки и сдачи судна Регистр осуществляет техническое наблюдение за судном в эксплуатации, включая наблюдение за его ремонтом.

    Весь спектр работ необходим для того, чтобы убедиться – судно полностью соответствует применимым требованиям по безопасности для человека и окружающей среды и будет надежно выполнять свои функции согласно проекту.

    РС интегрирует все необходимые требования в Правила Российского морского регистра судоходства. Среди основных источников – анализ практического опыта эксплуатации судов, результаты специальных научных исследований и документы международных правительственных и неправительственных организаций и ассоциаций, включая Международную морскую организацию (ИМО).

    Правила РС также отражают совокупный опыт ведущих классификационных обществ мира, накопленный Международной ассоциацией классификационных обществ (МАКО), членом которой РС является с 1969 года.

    Для обмена мнениями с ведущими представителями отрасли по узким техническим вопросам РС плотно взаимодействует с верфями, судоходными компаниями, проектными и научно-исследовательскими организациями в рамках специально созданного органа – Научно-технического совета РС. Кроме того, ведется анализ случаев отступления от Правил.

    Разработка Правил – фундаментальный процесс, на котором основаны все аспекты деятельности РС. С учетом необходимости практического применения, Правила постоянно развиваются. Адаптация требований тесно связана с уровнем техники, опытом проектирования, строительства и эксплуатации судов. Иными словами, интенсивность обновления Правил обусловлена их востребованностью для морского сообщества.

    Калейдоскоп проектов

    С 2017 года в Регистр на рассмотрение поступило более 30 разнообразных проектов рыболовных и краболовных судов. Все – высокотехнологичные морские суда со сложным оборудованием на борту. В проектах воплощены новые инженерные решения, создана принципиально новая архитектура корпуса, нашли применение новые материалы, которые обеспечивают высокий уровень безопасности, эффективности, надежности и одновременно легкость эксплуатации. Различные возможности лова рыбы, краба, замораживания и переработки продуктов улова позволят соблюдать санитарно-гигиенические нормы и производить продукцию высокого качества.  

    Наибольшее распространение получили рыболовные суда – процессоры, которые предназначены для вылова и перевозки улова, а также его переработки в готовую варено-мороженую продукцию. Их популярность вызвана потребительским спросом на качественную продукцию.

    Среди современных проектов можно выделить три основных типа судов.

    Проект СТ-192
    (фото ИАА «ПортНьюс»)

    Траулеры-процессоры предназначены для добычи пелагических и придонно-пелагических пород рыбы, а также производства замороженной в море продукции с полным циклом обработки улова непосредственно на борту судна. Имеют подруливающие устройства для управляемости во время работы с тралом на малом ходу. Ледовый класс позволяет работать в Северной Атлантике, включая Гренландию, Канаду, Исландию, Шпицберген, а также в Баренцевом, Охотском морях.  Промысловое оборудование, якорно-швартовные механизмы, а также лебедки грузовых стрел для таких судов поставляются в комплекте с автоматизированной системой управления (например, проекты CТ-192, ST-191L, ST-192RFC).   

    Район плавания – неограниченный;
    Дедвейт – от 5000 тонн;
    Длина – от 80 м;
    Проектная скорость – около 15 узлов.

     

    Проект МТ-112XL
    (фото ИАА «ПортНьюс»)

    На ярусоловах-процессорах предусмотрен высокотехнологичный и экологичный способ ловли рыбы с автоматизированными линиями установки и выборки ярусов. Суда оснащаются оборудованием для глубокой и безотходной переработки и хранения улова (проект MT1112XL).

    Район плавания – неограниченный;
    Дедвейт – от 700 тонн;
    Длина – от 50 м;
    Проектная скорость – около 13 узлов.

     

    Проект ССа5712LS
    (фото Damen/ИАА "ПортНьюс")

    Краболовные суда – процессоры предназначены для установки клеток-ловушек для ловли крабов разного размера, производства продукции с обработкой улова непосредственно на борту судна (глубокая фабричная переработка краба с варкой и заморозкой). Обеспечивают возможность ловли крабов на глубинах от 20 до 400 м. Ледовый класс позволяет эксплуатацию в Северной Атлантике, Баренцевом, Норвежском море (например, проекты ST184, СС5712, ССa5712LS, LY8502).

    Район плавания – неограниченный;
    Дедвейт от 780 тонн;
    Длина от 55 м;
    Проектная скорость – около 11 узлов.

    Риск-ориентированный подход

    Развитие технологий, разнообразие характеристик строящихся судов стали стимулом для модернизации требований Регистра. В ходе работы РС тесно общался с верфями, проектантами и заказчиками.

    Помимо прямого взаимодействия в рамках конкретных проектов Регистр организовал серию конференций для разъяснения своей позиции по ряду вопросов, а также открытого диалога классификационного общества с представителями морской индустрии и обмена мнениями среди всех заинтересованных сторон по вопросам проектирования и строительства рыболовного флота.

    Конференция «Новые подходы при строительстве рыболовного флота»,
    26 июня 2018 года, Санкт-Петербург. Фото РС


    Такая практика показала свою эффективность.  Новые формы корпуса судна, использование современных материалов, оборудования, применение передовых технологий позволили переосмыслить подход к конкретным мерам обеспечения безопасности при сохранении общих принципов и учете всех возможных рисков. Абсолютно все предложения были проанализированы, большая часть их была принята, всем участникам процесса была дана обратная связь.  

    Выступление РС на II Международном рыбопромышленном форуме,
    13 сентября 2018 года, Санкт-Петербург.


    Масштабное обновление

    В результате обсуждений и анализа нормативной базы, а также принимая во внимание новый опыт применения Правил к различным типам рыболовных судов, Регистр сформулировал и внес целый ряд поправок.

    Наиболее яркие изменения по итогам предложений предприятий отрасли группируются по основным направлениям освидетельствования: корпус судна и ледовый класс, устройства, противопожарная защита, механическое оборудование и системы, электрическое оборудование и автоматизация.

    Корпус


    •    Соударение швартующихся в море судов является причиной дополнительных нагрузок, которые могут вызвать деформацию корпуса. В связи с этим в Правилах были предусмотрены требования по повышенной износостойкости применяемых сталей в поясах соударения (категории D или Е). Однако у современных высоких судов в зону соударения попадают надстройки, где применение сталей категорий выше А нецелесообразно, а замена категории стали на более износостойкую ведет к дополнительным затратам для судовладельца. Таким образом, отступления от Правил были признаны обоснованными.
     
    •    Согласно Правилам РС ранее требовалось надлежащее закрепление улова, а также, при необходимости, установка съемных переборок, поскольку груз рассматривался как навалочный.  Сегодня в случае перевозки рыболовным судном улова навалом, он рассматривается как жидкий груз.

    Ледовый класс

    •    Еще в 2017 году в Правила РС были внедрены новые требования относительно ледового класса, давшие возможность применять широкий диапазон форм обводов носовой оконечности, включая совершенно новые решения, такие, например, как ложкообразные и плоскогранные.

    •    Ранее рыболовные суда, предназначенные для систематического промысла в ледовых условиях, должны были иметь ледовый класс не ниже Ice3, кроме того для судов ледового класса Ice3 не рекомендовалась бульбообразная форма носовой оконечности. В настоящий момент данные требования отменены.   

    Бульбообразная носовая оконечность.
    Фото РС.

    Устройства 

    •    Предоставлена возможность выбора якорного снабжения и разрывного усилия швартовных тросов отдельно для рыболовных судов по специально разработанным для них нормативам, а также возможность замены якорных цепей тросами на рыболовных судах с характеристикой снабжения до 980, вне зависимости от их длины, что ранее было возможно только при оформлении отступления от Правил.

    Фото РС


    Противопожарная защита

    •    В связи с необходимостью размещения на судне масштабных фабрик по переработке рыбной продукции, занимающих целую палубу, возникало много вопросов в части противопожарной защиты, правильного расположения аварийных выходов, систем пожаротушения, поперечных водонепроницаемых перегородок.

    Фото РС


    •    На рыболовных судах вместимостью более 1000 допущено наличие одного выходного пути из машинных помещений категории А при условии, что он обеспечивает непосредственный выход на открытую палубу, помещение посещается периодически и максимальное расстояние до выходной двери (люка) от постов управления оборудованием, находящимся в помещении, не превышает 5 м. На грузовых судах валовой вместимостью менее 1000 по согласованию с Регистром допущено наличие одного выходного пути из машинных помещений категории А с учетом ширины и расположения верхней части помещения.

    •    Для судов, контракт на постройку или переоборудование которых заключен 01.01.2019 или после этой даты, помещения рыбообрабатывающих цехов, предназначенных, главным образом, для разделки рыбы в сыром виде и мойки рыбы, и подобные им помещения, отнесены к категории «открытая палуба», т.е. к не представляющим пожарной опасности помещениям.  

    •    В качестве материала зашивки помещений специально оборудованных рыбообрабатывающих цехов (для разделки и мойки рыбы в сыром виде, морозильных, консервных) стало возможным использовать влагостойкую фанеру, имеющую характеристики медленного распространения пламени. Для влагостойкой фанеры, ламинированной пластиком, оба составных материала (фанера и облицовочный пластик) должны обладать характеристиками медленного распространения пламени.

    •    Подтверждена возможность установки цистерн топлива и масел в районе жилых, служебных, охлаждаемых помещений без разделения их коффердамами, при условии, что судно не является наливным.  

    •    Изменены правила по системам пожаротушения на рыболовных судах. При этом Регистр сохранил общие принципы защиты помещений с высокой пожароопасностью стационарными системами пожаротушения. Этого требует Кейптаунское соглашение к Торремолиносской международной конвенции по безопасности рыболовных судов. Таким образом, если рефрижераторные трюмы рыболовных судов не являются грузовыми помещениями с высокой пожароопасностью и не предназначены для хранения и перевозки тары, то система углекислотного тушения для их защиты может не устанавливаться. Система же водораспыления требуется на рыболовных судах только: в грузовых трюмах, предназначенных для рыбной муки, — с интенсивностью подачи воды 1,5 л/мин на 1 м2; в грузовых помещениях, предназначенных в том числе и для хранения и перевозки тары, — с интенсивностью подачи воды 5 л/мин на 1 м2.

    Траулер-сейнер проекта SK-3101R «Ленинец». Фото РС


    Электрооборудование и автоматизация


    •    Для судов валовой вместимостью менее 500 и рыболовных судов РС допустил управление вспомогательным приводом не из румпельного отделения.

    •    Внесены уточнения по расположению аварийных источников электрической энергии и их трансформаторов, аварийных переходных источников энергии, аварийного распределительного щита и распределительного щита аварийного освещения.

    •    Предусмотрена возможность применения валогенераторов в составе основного источника электрической энергии судовых электроэнергетических установок переменного тока с изменяемой частотой.

    •    Планируется предоставить рыболовным судам возможность снижения мощности генераторов основного источника за счет исключения гарантированного электроснабжения технологического оборудования.

    Как повысить эффективность


    Положительный результат тщательной работы РС в ходе проектирования и строительства современного отечественного флота стал возможен благодаря эффективным принципам, которые сложились за годы практики.

    Прежде всего, это проектное управление и планирование сопровождения клиента с координацией работы необходимых структурных подразделений.

    Важнейшими факторами успеха послужили учет опыта работы и обратной связи: внимательное отношение к предложениям клиентов по изменению действующих документов РС и анализ результатов отступлений от требований и альтернативных проектных решений.

    Третий компонент – автоматизированное управление и четкий контроль за ходом рассмотрения документации строящегося судна, электронный учет процессов на каждой стадии строительства. В дальнейшем усилить позиции РС будет призвано новое программное обеспечение для выполнения расчетов конструкций корпуса по Правилам РС.

    В результате Регистр оказался готов к новым условиям рынка, для которого характерен рост числа рыболовных судов в постройке в соответствии с индивидуальными потребностями рыбопромышленных компаний по новым, ориентированным на уникальный функционал, проектам.

    Сегодня, когда под наблюдением отечественного классификационного общества строится более 220 судов, у Регистра есть все инструменты, для того, чтобы клиент мог оценить возможность реализации проекта «в железе» при условии соблюдения всех применимых к судну требований, и сделал это на ранних стадиях эскизного или концептуального проектирования.

    В рамках услуги принципиального одобрения (Approval-In-Principle, AIP) Регистр может помочь заказчикам и разработчикам концептуальных и инновационных технологических решений с экспертной оценкой технической документации на начальном этапе проектирования. AIP - гибкий инструмент, который не лимитирует количество и объем рассматриваемых технических решений.

    Для консультации верфей и проектантов, не имеющих опыта работы правилами РС, существует активно используемый зарубежными коллегами формат совместной разработки проекта (joint development project - jdp).  Взаимодействие сторон в режиме командной работы на ранних стадиях позволяет создавать проекты судов в постройке сразу с учетом применимых требований, что в дальнейшем должно сократить ресурсы на отработку и рассмотрение проектной документации, исключить необходимость кардинальных изменений проекта в ходе строительства.

    За годы строительства морского флота РС аккумулировал богатый опыт взаимодействия с заводами и проектными организациями, как российскими, так и крупнейшими европейскими и азиатскими предприятиями. Механизм работы РС с клиентами выстраивается исходя из общемировой практики, поскольку основы деятельности классификационных обществ по всему миру в целом аналогичны, так как базируются на принципах, заложенных международным морским сообществом на уровне ИМО.

    Конференция «Изменения Правил Регистра применительно к судам рыболовного флота».
    10 июля 2019 года, Санкт-Петербург.

     

    Подготовлено Российским морским регистром судоходства специально для ИАА «ПортНьюс»