• 2 июня 2008

    В расчете на российский транзит

    Латвийская железная дорога обслуживает более 70% российского транзита через порты Латвии. Ожидается, что по итогам 2008 года общий объем перевозок Latvijas Dzelzcels возрастет до 55 млн. тонн, из которых более половины придется на российские грузы. Кроме того руководство Латвийской железной дороги намерено диверсифицировать перевозки, уделив основное внимание контейнерным грузам, в том числе, идущим из Китая.

    Латвийская железная дорога имеет огромное значение для доставки грузов в порты страны. В прошлом году из общего объема перевезенных грузов 51,2 млн. тонн – 44,5 млн. было перевалено через порты. Как рассказал председатель правления Latvijas Dzelzcels Угис Магонис, рекордным для железной дороги стал 2005 год, когда Россия прекратила транспортировку нефти по трубопроводу в Вентспилс. Тогда перевозки по железной дороге составили 54,9 млн. тонн, из которых 46,6 млн. тонн было перевалено через порты.

    По словам господина Магониса, в первые два месяца 2008 года прирост объема перевозок составлял 30%, а по итогам года ожидается рост на 12% по сравнению с 2007 годом. Сейчас большую часть – 54,1% составляют российские грузы, причем идущие на экспорт, а вот грузопоток в обратную сторону невелик. Около трети всех объемов составляют белорусские грузы. При этом стоит отметить, что 60% российских грузов идут не напрямую через российско-латвийскую границу, а транзитом через Белоруссию.

    Структура российского импорта через порты Латвии в настоящее время представлена в основном энергоносителями: наибольший объем грузов составляет каменный уголь (30,8% от общего объема перевозок по Латвийским железным дорогам), еще около 10% грузооборота составляют российские нефть и нефтепродукты. «Мы хотели бы диверсифицировать потоки и добавить контейнерные грузы, - говорит Угис Магонис, - в перспективе мы рассчитываем на перевозки контейнерных грузов из Китая».

    Пока перевалка контейнеров в Латвии развита не очень хорошо. Так, в Риге пока действует один контейнерный терминал – Baltic Container Terminal. Существуют планы по строительству контейнерного терминала в Рижском порту контейнерного терминала российской Национальной контейнерной компании. В целом же, правительство Латвии поставило своей целью увеличить перевалку контейнеров до 5-7 млн TEU в год.

    Перевозки контейнеров по железной дороги растут уже сейчас: если в 2006 году было перевезено 32622 TEU, то в 2007 году – на 70% больше  - 55334 TEU (из них 23205 TEU – через порты). В 2004 году был запущен контейнерный поезд «Балтика-Транзит», который формируется из Грузов, приходящих в такие порты Балтийского моря, как Таллин (Эстония), Рига и Вентспилс (Латвия), Клайпеда (Литва) и Калининград (Россия). В единый состав грузы соединяются на российско-латвийской границе в районе Резекне, а далее поезда идут в Казахстан. Количество контейнеров, перевезенных этим поездом, выросло в 2 раза в 2007 году (с 10139 TEU до 21749 TEU). «Сейчас поезд идет только в одну сторону, а в другую – нет грузопотока, - отмечает Угис  Магонис, - наша задача сделать его круговым, включив и китайские грузы». Он отметил также, что первый пробный поезд из Китая уже пришел в Ригу.

    Между тем, дальнейший рост грузооборота может привести к исчерпанию мощностей железной дороги, поэтому уже сейчас разработан инвестплан по повышению пропускной способности до 90-100 млн. тонн. Реализовать его планируется в 2007-2013 годах. Особенно масштабные работы предстоят в Рижском порту, так как часть его терминалов будет переводиться на новое место ближе к устью реки Даугавы, там потребуется строительство новых путей и станции. Увеличивая пропускную способность, в Латвии по-прежнему рассчитывают на транзитные грузы. «Есть надежда, что российских грузов будет больше, чем российские порты смогут обработать», - говорит Угис Магонис. По его словам, на модернизацию железных дорог из средств Евросоюза выделяется около 114 млн евро, еще порядка 100 млн. евро потребуется из государственного бюджета.

    Мария Мокейчева
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен