Арабские и китайские судоходные и логистические компании намерены активно включиться в развитие Северного морского транзитного коридора. Под эгидой «Росатома» планируется создать СП с участием иностранных инвесторов, построить флот из арктических контейнеровозов и перевалочные хабы. Одновременно Россия пытается смягчить международные требования по запрету на тяжелое топливо в Арктике.
Несмотря на то, что расширить границы Северного морского пути до Мурманска на западе и Камчатки на востоке (сейчас Севморпуть ограничен Карскими воротами на западе и Беринговым проливом на востоке) не удалось (поскольку это может вступить в противоречие с международным правом, разрешающим государствам устанавливать исключительные правила судоходства лишь в морях, покрытых льдами), это не мешает реализовывать проекты, основанные на понятии Северного морского транспортного (транзитного) коридора.
Основу грузопотока по Севморпути в настоящее время составляет и в обозримой перспективе будет составлять экспортное сырье (прежде всего сжиженный газ). Как ранее прокомментировал «ПортНьюс-ТВ» в ходе Третьего Конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» заместитель генерального директора - директор дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша, «если говорить о международном транзите, то я думаю, это перспектива за 2030 год, когда мы покажем на примере своего груза... стабильность навигации, тогда, наверное, подтянутся и другие, но это точно не быстро. Что касается ленте-осенней навигации, то я оцениваю, что за ближайшие три-пять лет, можно выйти на уровень 3-5 млн тонн в год. Но опять-таки нужны суда минимум Arc4 класса, причем крупнотоннажные, а их не так много во всем мире».
Тем не менее, сейчас в госкорпорации полны решимости ускорить данный процесс. Так, 16 июля 2020 года состоялось заседание Общественного совета Северного морского пути (в режиме видеоконференцсвязи) под председательством главы Совета директоров «Совкомфлота» Сергея Франка.
«Работа по Северному морскому пути продолжалась несмотря на все ограничения, государственные структуры, научные центры продолжали делать свое дело... Радует, что сохраняется очень позитивная динамика, ряд проектов очень успешно развивается, даже с опережением», - отметил Сергей Франк
Генеральный директор компании «Русатом Карго» (входит в госкорпорацию «Росатом») Александр Неклюдов в ходе заседания сообщил, что компания прорабатывает проект «Северного морского транзитного коридора». В его рамках предполагается создать транспортно-логистические комплексы (один на Дальнем Востоке и один в районе Мурманска) для перегрузки контейнерных грузов с фидерных судов на контейнеровозы арктического класса, а также построить флот соответствующих судов ледового класса Arc7 (предварительно). В рамках проекта также предполагается создавать цифровые логистические и фидерные сервисы.
Начать пилотную эксплуатацию проекта c объемом перевозок 8-10 млн тонн в год планируется с 2024 года. В настоящее время проект вступил в активную фазу прединвестиционной подготовки. К декабрю 2020 года планируется выбрать площадки для размещения терминалов, провести аудит верфей и разработать спецификации судов.
Стратегическим инвестором проекта стали DP World и Creon Energy Fund, ведутся переговоры о создании с ними совместного предприятия.
В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) «ПортНьюс» сообщили, что ее предприятия технически готовы к строительству арктических контейнеровозов, но соответствующих запросов от «Русатом Карго» пока не поступало.
Присутствовавший в режиме видеоконференцсвязи глава DP World Cултан Ахмед Бин Сулайем подтвердил интерес холдинга к организации транзитного судоходства в Арктике.
«У Севморпути много преимуществ, он проходит только через территорию России, а путь через Суэцкий канал подразумевает прохождение через множество стран, узкие проливы, где есть риски и угрозы, пираты... Нужно развивать Владивосток и Хабаровск как хабы, создавать экономические зоны на Дальнем Востоке, в Мурманске... Я рекомендую «Росатому» построить арктические контейнеровозы, также нужно работать над аналитикой, сопровождением маршрутов, обеспечить надежную систему безопасности арктических перевозок, предоставлять меры господдержки», - прокомментировал Cултан Ахмед Бин Сулайем.
Другой иностранный участник заседания, представляющий китайскую судоходную компанию COSCO, также выразил заинтересованность в использовании Севморпути для транзитного судоходства, при этом он попросил дополнительно поработать над вопросами безопасности и расширения сезонного «окна».
Председатель правления норвежской «Чуди Шиппинг Компани АС» Феликс Чуди в ходе заседания Общественного совета со своей стороны также высоко оценил потенциал арктического транспортного коридора.
«Нужно больше международных пользователей Севморпути... Нам кажется, нужно активно продвигать понимание возможностей и потенциала пути, того, что это самый краткий маршрут между двумя ключевыми районами мира. Кроме того, это зеленый маршрут, открытый для международных участников, которые не только могут, но и должны обращаться к России», - сказал он.
Преодолевая льды
Для обеспечения круглогодичной навигации в Арктике необходимо создание мощного ледокольного и транспортного флота арктического класса. По данным, представленным «Росатомом», потребность в строительстве грузового и ледокольного флотов для Арктики до 2035 года оценивается в пять атомных ледоколов ЛК-60, три атомных ледокола-лидера, четыре ледокола на сжиженном природном газе (СПГ), 59 танкеров, 21 балкер и 15 газовозов ледового класса.
Кроме того, до 2024 года аварийно-спасательный флот, работающий в Арктике, должен пополниться двумя многофункциональными аварийно-спасательными судами (МФАСС) мощностью 18 МВт, тремя мощностью 7 МВт, одним мощностью 4 МВт, а также десятью спасательными противопожарными буксирами.
Кроме того, на трассе Севморпути будут работать девять новых гидрографических и четыре лоцмейстерских судна.
Также предполагается создать дополнительно три аварийно-спасательных центра МЧС в дополнение к пяти существующим.
Как рассказал в ходе заседания Общественного совета глава «Росатома» Алексей Лихачев, пятый ледокол ЛК-60, получивший название «Чукотка», планируется заложить в 2021 году, а головной ледокол серии «Арктика» предполагается сдать в сентябре 2020 года. Закладку первого ледокола-лидера «Россия» планируется осуществить в сентябре 2020 года на СК «Звезда».
Реализация всех этих планов позволит осуществлять круглогодичное судоходство с должным уровнем безопасности.
Более того, организация судоходства возможна и по более короткому высокоширотному маршруту (севернее Новосибирских островов и о. Врангеля). Как рассказал в ходе заседания Общественного совета директор департамента развития Северного морского пути и прибрежных территорий госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко, «Росатом» подтвердил возможность проводки судов с низким ледовым классом, осадкой 18,5 м и шириной корпуса 50 м под проводкой атомных ледоколов по данному маршруту в весенне-летнюю навигацию.
Один из проблемных вопросов, из-за которого ряд западных компаний заявили о неготовности пользоваться Северным морским путем – экологический. Ранее на площадке Международной морской организации (ИМО) звучали предложения о запрете использования тяжелого топлива в Арктике, что может создать дополнительные проблемы для судоходства в этом регионе.
Как рассказал в ходе заседания Общественного совета Максим Кулинко, Минтранс России подготовил предложения на этот счет, которые будут внесены на рассмотрение 76-й сессии комитета ИМО в октябре 2020 года.
По данным Максима Кулинко, в соответствии с предложениями России, запрет на использование тяжелого топлива должен применяться с июля 2024 года, при этом он не будет касаться судов обеспечения безопасности мореплавания, судов, принимающих участие в поисково-спасательных операциях, а также судов для ЛАРН. Кроме того, предлагается до 1 июля 2029 года предоставить отсрочку судам, имеющим конструктивную защиту топливных танков согласно требованиям МАРПОЛ и Полярного кодекса. Также каждое приарктическое государство будет вправе исключать из запрета суда под национальным флагом, включая плавучие нефтехранилища.
Отметим в этой связи, что Севморпуть также планируется использовать для перевозки рыбной продукции с Дальнего Востока в европейскую часть России, о чем более подробно мы писали ранее >>>> https://portnews.ru/comments/2843
С учетом того, что на днях президентом России был подписан закон о преференциях для инвесторов в Арктике, можно сделать вывод, что данный регион будет играть все большую роль в экономике страны, в том числе и роль транспортную. При этом всегда необходимо помнить и о рисках, связанных с этим регионом, таких как суровый климат, хрупкая экология, необходимость ледокольного сопровождения и ледового класса на транспортных судах, отдаленность от основной инфраструктуры.
Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на наших страницах в соцсетях: в FaceBook, канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен