Президент России Владимир Путин в ходе совещания о ситуации в сельском хозяйстве и пищевой промышленности заявил о необходимости налаживания регулярных перевозок рыбы по Севморпути. В ходе межведомственного совещания 4 июня были названы условия, при которых регулярная «рыбная» линия сможет эффективно работать.
В ходе совещания у президента России 20 мая 2020 года врио губернатора Камчатского края Владимир Солодов заявил о потенциальном объеме перевозок рыбы по Северному морскому транспортному коридору в 250-300 тыс. тонн в год. На первом этапе объем перевозок в летне-осенний период рыбной путины из уловов тихоокеанских лососей может составить 50-60 тыс. тонн в год.
Объем произведенной продукции рыбохозяйственными предприятиями Камчатского края в 2019 году составил 1,2 млн тонн, из которых почти 900 тыс. тонн составило внутреннее потребление. При этом основная часть приходится на центральные районы России, что и создает предпосылки для подобного проекта.
Во исполнение поручения президента проработать данный вопрос, 4 июня 2020 года под председательством заместителя руководителя Росрыболовства Петра Савчука было проведено межведомственное совещание, посвященное вопросам организации перевозок рыбной продукции по Севморпути. В совещании (в режиме ВКС) приняли участие представители профильных министерств, «Росатома», субъектов федерации и заинтересованных компаний.
В ходе совещания заместитель генерального директора - директор Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша сообщил, что в 2020 году, с учетом уже ранее запланированных работ, лихтеровоз «Севморпуть» сможет выполнить один рейс по маршруту Мурманск - Петропавловск-Камчатский - Мурманск. В соответствии с предварительным расписанием рейса, атомный контейнеровоз выйдет из порта Мурманск 15 августа, 30 августа достигнет Петропавловск-Камчатского и 13 сентября вернется обратно в Мурманск, где до 15 сентября произведет выгрузку рыбной продукции.
В соответствии с предварительным расчетом, за рейс будет перевезено 204 сорокафутовых и 153 двадцатифутовых контейнера при наличии 204 розеток для подключения рефконтейнеров.
При этом госкорпорация готова рассмотреть в 2020 году возможность снижения рентабельности суточной стоимости рейса до 1%.
Как ранее сообщал директор дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша, «ключевыми вопросами является обратная загрузка контейнеровоза, наличие портовой инфраструктуры, необходимой для работы с рефконтейнерами и регулярность перевозок».
Кроме того, Вячеслав Рукша сообщил, что для создания регулярной линии (несколько рейсов в период летне-осенней навигации) необходима полная загрузка судов либо компенсация судовладельцу выпадающих доходов при отсутствии полной загрузки, а также использование единого консолидатора грузов. Такой консолидатор мог бы планировать загрузку судов линии и накопление судовых партий, а также предоставлять дополнительные услуги грузовладельцам.
Отметим, что госкорпорация «Росатом» уже имела успешный опыт организации перевозок рыбы арктическим маршрутом. Так, с 20 августа по 15 сентября 2019 года лихтеровоз «Севморпуть» осуществлял рейс из порта Восточный (терминал Восточной стивидорной компании) в Петропавловск-Камчатский (терминал «Сероглазка») и далее в Большой порт Санкт-Петерубрг («Петролеспорт»).
Общий объем перевезенной данным рейсом рыбопродукции превысил 5 тыс. тонн в 204 сорокафутовых рефрижераторных контейнерах. Также было перевезено 66 контейнеров с другими грузами.
Общая продолжительность рейса составила 26,85 суток, при этом на ходовое время пришлось почти 19,2 суток, а на стояночное - 7,66 суток. Лихтеровоз прошел 7880,6 морских миль со средней скоростью 17,11 узлов.
Для возможности осуществления рейса порт Восточный и порт Находка актом правительства России были включены в перечень морских портов, в которые разрешаются заходы судов с ядерными энергетическими установками.
20 мая глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев в ходе совещания у президента сообщил, что атомный лихтеровоз «Севморпуть» может делать до четырех подобных рейсов в год.
«Мы понимаем экономическую фабулу всей этой работы, понимаем, сколько рыбники потянут в дополнительной цене. И первый экспериментальный проплыв в прошлом году как раз от Петропавловска-Камчатского до Санкт-Петербурга мы уже сделали, он устроил все стороны. Кроме этого, конечно же, мы готовы и другие инструменты предложить», - сказал глава госкорпорации.
Как ранее сообщал директор дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша, «ключевыми вопросами является обратная загрузка контейнеровоза, наличие портовой инфраструктуры, необходимой для работы с рефконтейнерами и регулярность перевозок».
Директор департамента развития Северного морского пути и прибрежных территорий дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко, в свою очередь, пояснил «ПортНьюс», что для организации регулярных перевозок рыбопродукции по Северному морскому пути «необходима проработка вопроса обратной загрузки судов различными контейнеризированными грузами из европейской части Российской Федерации на Дальний Восток, так как без обратного грузопотока эксплуатация линии становится экономически неэффективной».
Откуда ждать «ответку»
В настоящее время рабочая группа корпорации по созданию регулярной каботажной контейнерной линии между Дальним Востоком и Северо-Западом, возглавляемая Максимом Кулинко, работает над анализом возможной номенклатуры грузов. Все заинтересованные в перевозках по Севморпути регионы представили свои позиции по потенциальной обратной загрузке.
По его словам, сейчас стоит задача «раскатать» регулярную контейнерную линию. «Мы видим, что у рыбаков своя экономика, а у компаний, занимающихся морскими перевозками, – своя. И они не складываются. Мы считаем, что в течение нескольких ближайших лет можно сформировать окупаемую модель, выгодную всем участникам», - говорит Максим Кулинко.
На заседании Госкомиссии по развитию Арктики в Мурманске вице-премьер правительства и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев положительно оценил работу, проделанную Росатомом, и поручил Минвостокразвития, в частности, представить предложения по возможным мерам господдержки.
По информации от правительства Камчатского края, возможный годовой объем поставки продуктов питания на Камчатку (мясо, бакалея и пр.) по Севморпути оценивается примерно в 50 тыс. тонн контейнеризированных грузов. При этом в регионе отмечают, что стимулировать контейнерные перевозки по Севморпути могут преференции, предусмотренные для резидентов ТОР «Камчатка» и Свободного порта Владивосток.
Кроме того, перевозки Севморпутем осуществляются в рамках завоза продовольствия в Норильск (в 2019 году по данным правительства региона их объем составил 54,5 тыс. тонн), также следует учитывать потенциальный объем перевозок, связанный с освоением месторождений на севере Красноярского края, такими как Сырадасайское угольное и Пайяхское нефтяное.
Предприятиями лесной промышленности Республики Коми осуществляются контейнерные перевозки в страны Евросоюза, Ближнего Востока и Китая. Так, в Европу идут пеллеты в объеме до 1500 контейнеров в год, в Китай и на Ближний Восток - пиломатериалы объемом до 1,2 млн куб. м, что составляет порядка 24 тыс. контейнеров в год.
В Дальнегорском ГОКе (Приморский край) также выразили потенциальную заинтересованность в перевозках комовой технической серы в биг-бэгах из порта Дудинка (Красноярский край) в объеме 65 тыс. тонн в год. При этом на предприятии уточнили, что вопрос перевозки этого груза по Севморпути требует дополнительной проработки из-за необходимости проведения погрузо-разгрузочных работ с опасным грузом, возврата контейнеров и т. д. Сейчас груз перевозится по железной дороге в течение примерно двух недель, а на отрезке около 200 км – автотранспортом. При этом ощущается острая нехватка полувагонов под погрузку серы на ст. Енисей Красноярской железной дороги.
Грузовая база контейнеров может появиться и на Ямале, где планируется создать газохимический кластер с производством полиэтилена и полипропилена. Согласно финансовой модели проекта, объем перевозок в направлении Дальнего Востока из Ямала оценивается в 4,5-6,5 млн тонн в год после 2026 года. Кроме того, планы по соединению порта Сабетта с железнодорожной инфраструктурой страны также приведет к увеличению перевозок грузов по Севморпути.
Высокую заинтересованность в поставках продукции лесопереработки Северным морским путем в страны Азиатско-Тихоокеанского региона выразила Архангельская область. В регионе перспективный объем таких перевозок оценивают в 64 тыс. TEUs в год, а с контейнеризацией грузов, которые сейчас перевозятся вне контейнеров - почти 100 тыс. TEUs в год. При этом работающие в регионе судоходные компании располагают сухогрузами ледового класса Arc4 и выше.
Между тем, власти региона подчеркивают, что реализация этого потенциала возможна при условии привлекательных коммерческих условий, сопоставимых с условиями морских терминалов Санкт-Петербурга (через которые ныне идут указанные грузы) и сухопутных маршрутов контейнерных поездов в Китай в части размера портовых сборов и железнодорожных тарифов.
Ледовые финансы
Один из немаловажных вопросов, который необходимо решить: это вопрос тарифов на ледокольную проводку по Севморпути. Правительство России поручило проработать возможность снижения этих тарифов при перевозках рыбной продукции.
ФГУП «Атомфлот» со своей стороны выразил готовность, при условии увеличения заявок на перевозку до уровня 100 тыс. тонн в год, рассмотреть вопрос применения гибкой тарифной политики в зависимости от сезонности, количества судов и их вместимости. В частности, в «Росатоме» считают целесообразным применение коэффициента в 0,5 по аналогии с тарификацией проводки исследовательских судов, в летне-осенний период.
«Применение такого механизма тарификации должно носить сбалансированный характер, при котором следует предварительно определить источник компенсации выпадающих доходов «Атомфлота», - считает Максим Кулинко.
Следует отметить, что лихтеровоз «Севморпуть» осуществил рыбный рейс самостоятельно, без ледокольной проводки, благодаря высокому ледовому классу Arc5 и техническим характеристикам.
Тем не менее, в качестве альтернативного способа доставки мороженной рыбной продукции по трассе Северного морского является использование транспортных рефрижераторных судов «Прогресс» дедвейтом 3642 тонн, «Симфония» дедвейтом 3750 тонн и «Гармония» дедвейтом 3642 тонн.
С 2015 года транспортными рефрижераторными судами было совершено пять рейсов с грузом мороженой рыбной продукции. Стоимость ледокольной проводки каждого рейса варьировалась в пределах от 2 млн 717,6 тыс. руб. до 3 млн 170,5 тыс. руб. в зависимости от объема ледокольной услуги (количества зон проводки) и характеристик. Суммарно транспортными рефрижераторными судами за пять рейсов с грузом перевезено 14 078 тонн мороженной рыбной продукции, при этом общая стоимость ледокольной проводки 1 руб. за килограмм.
В то же время стоимость перевозки 1 кг рыбной продукции на транспортных рефрижераторных судах «Прогресс» и «Гармония», без учета ледокольной проводки, составляет не менее 15 руб.
Таким образом, при условии стоимости фрахта одного транспортного рефрижераторного судна, равной 44 млн руб., процент ледокольной проводки в структуре стоимости составляет всего 6%.
Исходя из этого, снижение стоимости ледокольной проводки (применение коэффициента 0,5 на ледокольную проводку по СМП) не приведет к существенному снижению стоимости морской перевозки рыбной продукции.
«Значимого снижения стоимости перевозки мороженой рыбной продукции по трассе Севморпути можно добиться путем сокращения стоимости непосредственно перевозки и привлечением судов, способных осуществлять перевозку без ледокольного сопровождения в период летне-осенней навигации», - полагает Максим Кулинко.
Также снижению стоимости перевозки могут послужить согласованные действия администрации Камчатского края по заблаговременному установлению графика перевозки, который позволит планировать перевозку в двух направлениях - доставку необходимых грузов на Камчатку и вывоз мороженой рыбопродукции в обратном направлении.
В поисках глубин и холодильников
Помимо вопросов обратной загрузки и ледокольной проводки для обеспечения перевозок по Севморпути рыбной продукции критически важным является наиличие соответствующих стивидорных, складских мощностей. Как рассказали «ПортНьюс» в Росрыболовстве, речь идет не только о морских терминалах, но и о площадках в центральной части России.
Росрыболовство осуществляло в 2018 – 2019 годах инвестиции за счет средств федерального бюджета в проектирование и реконструкцию объектов капитального строительства – причалы морского терминала, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота в морском порту Петропавловск-Камчатский, модернизацию причального фронта (527,75 п.м., с глубинами до 10 м), создание условий для увеличения перегрузки, зонирование тыловой территории для создания универсального грузового участка, включая строительство холодильника и контейнерной площадки мощностью до 400 TEUs (в т.ч. рефконтейнеры) и зоны перевалки и обработки рыбы.
Целью реконструкции причалов является обеспечение комплексного обслуживания всех видов современных и перспективных рыбопромысловых судов.
Помимо этого, в перевозке рыбопродукции по Северному морскому пути планируется задействовать находящийся в Петропавловске-Камчатском терминал «Сероглазка», общая площадь которого составляет 88 тыс. кв. м. Данный терминал имеет холодильник емкостью 2000 тонн (строится холодильник на 7 000 тонн), а также рефрижераторную площадку, которая готова к приему 400 контейнеров единовременного хранения и готов принимать лихтеровоз «Севморпуть» (причальные стенки протяженностью 1500 п/м с глубинами до 10 м).
Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на наших страницах в соцсетях: в FaceBook, канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен