Маловодность на ряде участков внутренних водных путей, капиталоемкость обновления флота, высокая стоимость топлива, острая конкуренция с другими видами транспорта: вот проблемы, с которыми сталкиваются российские речники. О путях их преодоления, а также ситуации с наиболее пострадавшим от пандемии круизным туризмом в интервью «ПортНьюс» рассказал руководитель Росморречфлота Александр Пошивай.
- Александр Иванович, выполнение каких задач для развития внутреннего водного транспорта в России Вы считаете приоритетным в настоящее время?
- Одна из важных задач государства – создавать условия для работы бизнеса, разумеется, при соблюдении прав и интересов граждан. Базовым условием для функционирования внутреннего водного транспорта является наличие гарантированных глубин на внутренних водных путях страны. Поэтому, для нас приоритетом была и остается реализация проекта по строительству Нижегородского низконапорного гидроузла, нацеленного на устранение главного лимитирующего участка на Единой глубоководной системе Европейской части РФ. Сейчас мы находимся в очередной стадии согласований финального варианта проекта с правительством Нижегородской области. По состоянию на сегодня к решению этого вопроса уже подключилось правительство России. Проблему ликвидации накопленного экологического ущерба, которая и стала «камнем преткновения» в реализации проекта, нами предложено глубоко проанализировать и, согласовав с областными и муниципальными партнерами, вынести на третий этап работ. Эта тема включена в повестку приоритетных для федерального центра вопросов и находится на постоянном контроле у заместителя председателя правительства России Марата Хуснуллина.
К сожалению, в связи с затянувшейся дискуссией с региональными властями, первоначальный график проекта претерпел существенные изменения и уже понятно, что до конца 2024 года завершить его вряд ли возможно. Но все эти обстоятельства ни чуть не снижают важность эффективного решения проблемы лимитирующего участка на участке Волги от Городца до Нижнего Новгорода, и мы сделаем все, чтобы этот жизненной важный для речного судоходства вопрос, пусть отдельными этапами, обязательно был решен.
При этом сегодня мы ведем работу по поддержанию водного пути на оптимальном для судоходства уровне.
Каждую навигацию по предложениям Росморречфлота с учетом возможности водных ресурсов Рыбинского водохранилища осуществляются специальные повышенные навигационные попуски воды для прохода пассажирских судов на лимитирующем участке от Нижнего Новгорода до Городецкого гидроузла на р. Волге.
Кроме того, в качестве приоритетных проектов можно рассматривать строительство Багаевского гидроузла на р. Дон, комплексные проекты реконструкции объектов инфраструктуры в девяти бассейнах внутренних водных путей, которые уже реализуются.
Если говорить в целом, то сейчас приоритетом является круизный сегмент речного транспорта: как с точки зрения судостроения, так развития береговой инфраструктуры. Номенклатура грузов, перевозимых по реке, понятна и давно известна, а речное круизное судоходство может развиваться лишь на новой базе, поскольку старая уже не выдерживает критики. Модернизация судов тоже имеет свой предел. В этом году, когда туризм будет ориентирован, в основном, на нашу страну, нам предоставляется шанс, которым необходимо воспользоваться для развития отечественного речного туризма. Росморречфлот будет делать все возможное для этого.
- Какие именно шаги делает Росморречфлот для развития круизного судоходства?
- Основными проблемами для развития речных пассажирских перевозок, в том числе и туристических, являются наличие «узких мест» на ВВП (в первую очередь участок ниже Городецкого гидроузла), недостаточное количество пассажирских судов, отвечающих современным требованиям безопасности и комфорта, короткий туристический сезон и высокая стоимость судового топлива.
Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы помочь в разрешении этих проблем.
Так, уже завершена реконструкция Кузьминского гидроузла, в этом году вводим в эксплуатацию гидроузел Белоомут, что позволит поднять уровень воды на р. Ока и тем самым восстановить знаменитый туристический маршрут по Золотому Кольцу.
Кроме того, была установлена освещаемая судоходная обстановка на Беломоро-Балтийском канале на пути к Соловкам (куда будет ходить дополнительный теплоход компании «ВодоходЪ») и оборудован причал на о. Коневец (Ладожское озеро).
В ряде мест ведется строительство пассажирских терминалов за счет инвесторов, мы готовы им помогать административно.
Отрадно сообщить, что в 2018- 2019 годах в Ленинградской области за счет средств инвесторов построены и введены в эксплуатацию пассажирские причалы «Орешек» и «Свирьстрой», а в Ивановской области - причал в г. Кинешма. В 2019 году за счет средств инвестора введены в эксплуатацию новые причалы в с. Дубровка и Киришах (Ленинградской области), в г. Елабуга (Республика Татарстан), у моста Александра Невского, в границах г. Санкт-Петербург, два причала на противоположных берегах. В 2020 году за счет средств инвестора планируется построить пассажирские причалы в Великом Новгороде (Новгородская область), Сортавале (Республика Карелия).
В Ульяновске правительством региона обсуждается строительство нового пассажирского речного вокзала, который планируется построить под Венцом. Его строительство и благоустройство нижней набережной включены в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» в рамках реализации туристско-инвестиционного кластера «Музей СССР».
Правительством Хабаровского края рассматривается вопрос строительства в
г. Хабаровск нового речного вокзала, который будет обслуживать пассажиров пригородных и международных маршрутов. Новый речной вокзал придаст новый импульс для развития въездного туризма как в регионе, так и в Российской Федерации.
Указанные выше проекты будут способствовать развитию пассажирских перевозок внутренним водным транспортом.
Помимо этого, мы продолжаем работу по упрощению визового режима для пассажиров, прибывающих в Россию на круизных судах. По мнению Росморречфлота предоставление иностранным гражданам права кратковременного (в течение 15 суток) безвизового пребывания на территории Российской Федерации на круизных судах, осуществляющих организованную перевозку иностранных туристов по внутренним водным путям России, увеличит поток въездного туризма в нашу страну, что в свою очередь обеспечит рост поступлений в бюджеты различных уровней, развитие транспортной и туристской инфраструктуры, реализацию судостроительных программ.
- А будут ли в этом году открыты новые круизные маршруты?
- Из новых, дополнительных круизных маршрутов, открываемых в этом году, я бы выделил маршрут по р. Лена и р. Енисей. По сути, это экспедиционные, познавательные туры. Те края, с уникальными природными достопримечательностями, действительно являются экзотическими и я уверен, что успех этим маршрутам обеспечен.
С целью развития перевозок по Енисею компания «ВодоходЪ» в 2019 году перегнала с Волги комфортабельное судно «Максим Горький» для организации круизного маршрута «Красноярск-Дудинка». Кроме того, началось строительство двух пассажирских комфортабельных судов для перевозок по маршруту «Красноярск-Дудинка» пассажировместимостью 245 человек каждый. Суда должны быть переданы заказчику в 2023 и 2024 годах.
Также в этом году компанией «Созвездие» планируется организовать круиз по Байкалу.
- В России продолжает достаточно остро стоять вопрос обновления флота. Какие меры предпринимаются для стимулирования судовладельцев строить новые суда?
- В настоящее время на реках России в технически годном состоянии работают 2 тыс. 252 пассажирских судна. За последние пять лет было построено 247 пассажирских судов.
В целях развития судоходства государством предприняты меры государственной поддержки судоходных компаний в Российской Федерации: это ряд налоговых и таможенных льгот для судоходных компаний, субсидирование части затрат судовладельцев на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам, судовой утилизационный грант - субсидия из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию.
Таким образом правительством созданы условия для обновления речного пассажирского флота с привлечением механизма финансовой поддержки государства.
В 2016 и 2017 годах в рамках программы льготного лизинга пассажирских судов Минпромторга были заложены на заводе «Лотос» в Астраханской области и на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде два судна проектов PV300VD и PV300 «Петр Великий» и «Мустай Карим». Уже в ближайшее время теплоход «Мустай Карим» отправится в свой первый рейс. Технический проект этих судов был сделан по заказу Росморречфлота в 2011 году в рамках программы «Развитие гражданкой морской техники».
Кроме этого, на заводе «Лотос» строятся два круизных мелкосидящих круизных лайнера типа «Золотое Кольцо» для группы компаний «Гама». Одно из них войдет в работу уже в 2021 году.
В части государственного портового контроля мы также стараемся делать все максимально комфортно для пассажиров, экипажей судов, судовладельцев.
Мы понимаем, что сейчас необходимо сделать все возможное для поддержания круизного судоходства, которое начинает развиваться. Ведь все предыдущие годы мы просто эксплуатировали тот потенциал, который остался с советских времен. Тогда круизные суда строились в странах соцлагеря. Сейчас у нас наметился в этом плане прорыв: впервые в истории современной России на отечественных верфях строятся несколько современных круизных судов и мы надеемся, что это положит начало дальнейшему обновлению флота.
- Насколько сильно пандемия повлияла на навигацию этого года?
- Конечно, никто не предполагал, что в этом году навигации, по сути, не будет. Та часть навигации, которая осталась, ситуацию в целом не исправит. Включение отрасли пассажирского водного транспорта в перечень наиболее пострадавших от пандемии, надеемся, окажет существенную помощь судоходным компаниям России.
Справка Росморречфлота о состоянии речного круизного туризма в России
В 2019 году внутренним водным транспортом перевезено 11 млн пассажиров, в том числе по туристским маршрутам более трехсот (340,5) тыс. человек.
Наибольшее количество туристских маршрутов различной продолжительности, организовано в европейской части страны. Наиболее популярным у российских и зарубежных туристов является маршрут между Москвой, Санкт-Петербургом и городами Поволжья. При этом, часть объектов показа (например, историко-архитектурные комплексы на островах Валаам, Коневец, Кижском архипелаге) доступны только с внутренних водных путей. Основными портами отправления являются Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Казань и Пермь. На десятках разных маршрутов в 2019 году работали почти 100 круизных теплоходов средним возрастом 46 лет. Почти половина из них работает на линии Москва-Санкт-Петербург –Москва с иностранными туристами.
В Сибирском и Дальневосточном регионах туристские перевозки не так сильно развиты, как в Европейской части. Перевозки туристов до 2020 года осуществлялись только в Ленском бассейне и на одном теплоходе в Обь-Иртышском бассейне.
Подготовил Виталий Чернов.
Еще больше интересного отраслевого контента на наших страницах в соцсетях: в FaceBook, канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен