• 3 апреля 2020

    Пройдите в тупик, пожалуйста

    Порт Ростов-на-Дону @фото ИАА ПортНьюс
    Реконструкция пункта пропуска через госграницу РФ в порту Ростов-на-Дону была заявлена еще 10 лет назад, но фактически не начиналась. Органы ГКО находятся на «птичьих правах» в здании АО «Ростовский порт», что судом признано незаконным. В регионе надеются, что проблему решат на федеральном уровне, но пока ситуация зашла в тупик.

    Длинная история

    Попытки «Ростовского порта» компенсировать собственные затраты на содержание ГКО не нашли понимания у других стивидорных компаний донской столицы.

    В 1998 году в порту был открыт международный пункт пропуска через государственную границу РФ, что позволило принимать суда под иностранным флагом. Тогда практически единственным оператором в порту было ОАО (в настоящее время АО) «Ростовский порт», которое предоставило во временное пользование государственно-контрольных органам сначала часть, а потом и целое здание на территории порта.

    В этом здании таможенники и пограничники располагаются до сих пор. При этом количество операторов и грузооборот порта Ростов-на-Дону, в 2009 году получившего статус морского, значительно увеличились. Приказ Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ № 91-ОД «О реконструкции грузового морского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ в морском порту Ростов-на-Дону» подписал уже бывший руководитель Росграницы Дмитрий Безделов 27 февраля 2010 года. Документ предусматривает реконструкцию МПП с поэтапным его принятием.

    Фактически за 10 лет не изменилось ничего. Представители пограничных и таможенных органов до сих пор размещаются в здании АО «Ростовский порт» на территории первого грузового района. При этом расходы на коммунальные услуги и связь несет АО «Ростовский порт». Это и вынудило стивидорную компанию инициировать судебный процесс с признанием размещения ГКО незаконным. Очередное заседание Арбитражного суда состоялось 4 марта 2020 года, суд признал юридическую правоту АО «Ростовский порт». Соответственно, после кассации представители ГКО должны освободить занимаемые помещения. Только вот куда они могут переехать, не знает никто.

    Ни здания, ни проекта

    В марте состоялось очередное рабочее совещание с представителями Ростовского филиала ФГКУ «Росгранстрой» и всех заинтересованных лиц на базе Службы капитана морского порта Ростов-на-Дону.

    По словам заместителя директора Ростовского филиала ФГКУ «Росгранстрой» Сергея Петрунова, вопрос остается нерешенным, финансирования на реконструкцию пункта пропуска в морском порту Ростов-на-Дону нет, нет здания и даже проекта здания для размещения ГКО. При этом вопрос о необходимости наличия собственного здания остро стоит не первый год: в частности, проводились соответствующие совещания с участием руководителя ФГКУ Виталия Шишмарева и заместителя губернатора Ростовской области Виктора Вовка.

    Ростовский филиал ФГКУ «Росгранстрой» обратился к руководству нового международного аэропорта в Ростове-на-Дону «Платов» с просьбой предоставить проект здания для размещения ГКО, которое построено в «Платове» с учетом всех современных требований.

    Совещание в Ростове-на-Дону @фото ИАА ПортНьюсОдновременно идет поиск подходящего земельного участка. В частности, специалистами был обследован земельный участок в промзоне Заречная на ул. Луговая, 42 с.

    «Земельный участок в очередной раз обследовали, он не подходит по многим критериям. Он находится в удалении от воды (порядка 500 м), для того чтобы органы ГКО могли осуществлять свою деятельность, необходимо будет спрашивать у собственника разрешения на проход, что опять же не позволит  осуществлять свою деятельность независимо от коммерческой организации», - пояснил Сергей Петрунов.

    Кроме того, на территории ООО «Ростовский морской мультимодальный порт», рядом с которым находится предлагаемые участок, нет оборудованных пассажирских причалов и при постановке судов на погрузочно-разгрузочные работы доступа к воде просто не будет.

    Заместитель директора Ростовского филиала ФГКУ «Росгранстрой» пояснил, что для строительства здания пункта пропуска необходим земельный участок площадью от 7 до 10 тыс. кв. м, находящийся в границах пункта пропуска и в идеале имеющий доступ к воде. Эти требования были озвучены на прошедшей недавно Погранкомиссии. Ожидается, что варианты предложит министерство имущественных и земельных отношений Ростовской области.

    Выселить нельзя оставить

    Со своей стороны АО «Ростовский порт» предлагает различные варианты решения наболевшей проблемы. В частности, предприятие готово продать здание, где сейчас располагаются ГКО, Ростовскому филиалу ФГКУ «Росгранстрой», Минтрансу Ростовской области или другими заинтересованным лицам для передачи в безвозмездное пользование ГКО. Вопрос сдачи помещений в аренду собственником не рассматривается.

    Представитель министерства транспорта Ростовской области Ольга Перункова пояснила, что выкупить здание не представляется возможным, поскольку Генпланом Ростова-на-Дону предусмотрен перенос портовых мощностей на левый берег Дона и «пробивка» набережной там, где сейчас находится первый грузовой район АО «Ростовский порт». Кроме того, функционирующее здание не соответствует новым требованиям.

    Одновременно АО «Ростовский порт» обратилось в департамент государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Минтранса РФ на имя руководителя Тимура Лубакова с предложением об организации пограничной, таможенной и иных видов контроля судов загранплавания, прибывающих в порт Ростов-на-Дону и убывающих из него, только на территории АО «Ростовский порт». Таким образом стивидор рассчитывает компенсировать затраты на содержание здания, где располагаются ГКО.

    «У нас два варианта: или мы возвращаемся к тому, как было - только на причалах Ростовского порта (производится открытие/закрытие границы – прим. ред.), или вы освобождаете или выкупаете здание», - пояснил генеральный директор АО «Ростовский порт» Павел Швацкий.

    Другие стивидорные компании, работающие в морском порту Ростов-на-Дону, не поддержали инициативу АО «Ростовский порт», но выработать решение проблемы не могут. Выкупить здание, где сейчас располагаются ГКО, за 200 млн руб. частные инвесторы не готовы. Как временную альтернативу предлагают оборудовать здание бывшего завода «Красный Дон», которое также находится на месте «пробивки» будущей набережной.

    В свою очередь таможенные и пограничные органы выразили готовность покинуть здание. «Если люди будут выселены (а они будут выселены), просто порт будет работать медленнее», - пояснил Петрунов. Он добавил, что может встать вопрос о закрытии пункта пропуска или функционировании его по временной схеме.

    Павел Швацкий уточнил, что порт не заинтересован в остановке работы ГКО, но проблема, временно решенная в 1998 году, наконец должна быть разрешена в соответствии с законодательство РФ.

    Представитель судоходной компании «Донречфлот» Олег Сидоркин подчеркнул, что эта проблема касается не только стивидорных компаний Ростова-на-Дону, но и судовладельцев, работающих в регионе: увеличение сроков оформления портовых формальностей неизбежно отразится на экономике перевозок водным транспортом.

    Не найдя решения на местном уровне, представители воднотранспортного бизнеса и ФГКУ «Росгранстрой» предлагают вынести вопрос на Государственную пограничную комиссию и надеются на помощь министерства транспорта России в решении проблемы.

    Елена Ткачева.