• 25 марта 2008

    Навигация на подходе

    Летняя навигация 2008 года на Единой глубоководной системе начнется в конце недели с участка Ростов-на-Дону – Кочетовский гидроузел. Сейчас на всех внутренних водных путях России проводится подготовка к летней навигации, завершаются ремонтные работы на ряде гидротехнических сооружений. Например, в Петербурге с прошлой пятницы проводится пробная разводка мостов, а официальное открытие навигации по Неве намечено на 10 апреля. В прошлом году объем перевозок грузов внутренним водным транспортом вырос на 9,5%. Показатели этого года будут зависеть от ряда факторов, в том числе, от уровня воды и проведения дноуглубления на отдельных участках водных путей.

    Лед тронулся


    Распоряжением руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Александра Давыденко от 14 февраля 2008 года установлены фиксированные сроки работы основных шлюзов, а также категории средств навигационного оборудования, сроков его действия, гарантированные габариты судовых ходов на навигации 2008-2010 годов.

    Определение срока начала и окончания работы шлюзов на внутренних водных путях служат средние многолетние данные о фактических сроках очищения ото льда и начала образования льда с учетом проведения капитальных и восстановительных работ на гидротехнических сооружениях. Как говорится в докладе заместителя руководителя Росморречфлота Анны Исаевой, открытие летней навигации начнется с 30 марта на участке Ростов-на-Дону – Кочетовский гидроузел, пропуск судов – с 1 апреля. Со 2 по 4 апреля будут вводиться в эксплуатацию участки от Кочетовского гидроузла до реки Волга и от Саратова до Ахтубинска и до населенного пункта Стрелецкое. С 7 апреля навигационная обстановка будет выставлена на участках Саратов – Федоровский створ, а судопропуск через Балаковский гидроузел начнется с 10 апреля, а с 15 апреля – на Федоровском шлюзе реки Кубань. С 24 по 26 апреля сквозное судоходство начнется на участках Рыбинск – Самара на реке Волга, Рыбинск – Москва на канале имени Москвы, а также на шлюзах Москворецкой системы и на реке Ока (шлюзы Белоомут и Кузьминск). Также начнут работу Чайковский и Нижнекамский гидроузлы на реке Кама.
    На Волго-Балтийском водном пути шлюзование судов планируется начать с 30 апреля, с 5 мая начнет работать Пермский шлюз, с 10 мая – Северо-Двинская шлюзованная система. Позднее всего начнется навигация на Беломорканале и судопропуск на Новосибирском шлюзе.

    Итоги и планы

    В прошлом году внутренним водным транспортом было перевезено 152,4 млн. тонн грузов, что на 9,5% больше уровня 2006 года. По Волго-Балтийскому водному пути в навигацию 2007 года было перевезено 16,8 млн. тонн грузов, что на 1,7 млн. тонн или 11,3% больше, чем в 2006 году. При этом выросли объемы перевозки нефтепродуктов(на 37%) и строительных грузов (на 21,8%). Объем перевозок по Волго-Донскому каналу увеличился по сравнению с 2006 годом на 0,7 млн. тонн или на 8,8%. Увеличение произошло за счет роста объемов перевозок серы, а вот объемы перевозок нефтеналивных грузов остались на уровне прошлого года.

    В навигацию 2008 года протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и с освещаемой судоходной обстановкой увеличена почти на 2,5 тыс. км до 24783,1 км, а со светоотражательной – на 3,5 тыс. км. до 11,2 тыс. км. Для увеличения объемов перевозки грузов и пассажиров в 2008 году планируется увеличить продолжительность действия судоходной обстановки на 6%. В целом на 2008 г. общая протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов составит 48,1 тыс. км, что на 4,5 тыс. км больше уровня 2007 года. Как показывают расчеты специалистов, дальнейшее увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов при существующем грузо, пассажиро и судо потоке экономически нецелесообразно, поэтому дальнейшие действия Росморречфлота будут направлены на улучшение габаритов пути.

    Проблемные участки

    Однако существует целый ряд факторов, ограничивающих развитие грузовых перевозок в европейской части России, является ограничение судоходства на Волго-Балтийском водном пути от верхнего бьефа шлюза №6 до Курдюка и от устья реки Вытегры до шлюза №1, где фактические глубины меньше установленных на Единой глубоководной системе европейской части России. Здесь ежегодно проводятся восстановительные дноуглубительные работы – так, работы, выполненные в прошлом году, позволили обеспечить проход судов с осадкой 3,6 метра. В этом  году по проекту «Капитальный ремонт судоходных трасс водораздельного канала» на дноуглубительные работы планируется потратить 144,6 млн. рублей.

    На Волжско-Камском каскаде в 2008 году может возникнуть маловодье, прежде всего, из-за недостаточного количества снега. Так, на 10 января 2008 года запас воды в снеге на водосборах водохранилищ Волжско-Камского каскада ГЭС лишь на Горьковском составлял 100%, а на остальных был в пределах63-94%. В случае низкой водности прогнозируется уменьшение возможного времени прохождения крупнотоннажных судов через Городецкий гидроузел в ограниченный период повышенных сбросов из Горьковского водохранилища, ограничения по использованию грузоподъемности судов и недостаточные глубины на подходах к причалам при низких уровнях Куйбышевского, а также Нижнекамского водохранилища, а также на участке Волгоград-Астрахань при низких сбросах из Волгоградского водохранилища.

    Техника требует внимания

    Также определенное ограничение на судоходство накладывает состояние гидротехнических сооружений. По данным на 1 января 2008 года, только 20,9% имеют нормальный уровень безопасности, 60,8% сооружений – ограниченно-работоспособное техническое состояние с пониженным уровнем безопасности, 14,2% - предаварийное состояние с неудовлетворительным уровнем безопасности, а 4,1% сооружений – аварийное техническое состояние с опасным уровнем безопасности. Таким образом, в аварийном состоянии находятся 13 сооружений, а в предаварийном – 39.

    Как отмечают в Министерстве транспорта, основной причиной снижения уровня безопасности судопропускных гидротехнических сооружений является их срок эксплуатации - от 40 до 100 и свыше лет. Значительно повлияло на уровень безопасности и то, что до 2004 года финансирование на их содержание выделялось недостаточное, а выделять средства на капитальный ремонт стали только с 2003 года, выделив 24 млн. рублей. За четыре года реконструкция и капитальный ремонт проводились на 140 объектах, что позволило остановить ухудшение их технического состояния.
    Необходимо отметить, что для металлоконструкций шлюза срок службы составляет порядка 30 – 35 лет, то есть по истечению этого срока должна осуществляться их замена, при этом их капитальный ремонт должен проводиться с периодичностью 5 лет. Периодичность капитального ремонта железобетонных конструкций шлюза 30 лет, механического оборудования основных и аварийно-ремонтных ворот и затворов 15 – 20 лет. Эти сроки до 2003 года не выдерживались.

    Мария Мокейчева

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен