Рыбопромысловый ренессанс
Ранее рыбопромысловый флот России пополнялся преимущественно судами, бывшими в эксплуатации за рубежом или построенными на иностранных верфях. Переломить ситуацию и заинтересовать рыбопромысловые компании заказывать новые судах на отечественных судостроительных заводах удалось в основном за счет внедрения механизма господдержки – инвестиционных квот (т. н. «квоты под киль»).
Основу рыбной промышленности России составляет рыбопромысловый флот. На его долю приходится более 70% общей стоимости основных производственных фондов всего рыбопромышленного комплекса. По данным Росрыболовства средний возраст судов рыбопромыслового флота на 2018 года составлял 28,5 лет.
По нисходящей
По 2017 года пополнение флота осуществлялось в основном за счёт приобретения судов бывших в эксплуатации за рубежом (около 88%), а также за счёт строительства судов преимущественно на зарубежных верфях. В период с 2010 по 2016 годы российская судостроительная промышленность построила 30 рыболовных судна стоимостью 2,291 млрд. рублей, из которых 13 судов за средства федерального бюджета, одно судно за муниципальные средства и 16 в интересах частных заказчиков.
В условиях рыночных отношений интересы рыбопромысловых компаний направлены на извлечение наибольшей прибыли от эксплуатации добывающих судов и порой не совпадают с интересами государства, заинтересованного также в развитии различных отраслей промышленности, в том числе и в области связанной со строительством судов рыбопромыслового флота.
Рыбопромысловый флот Российской Федерации на 2018 год состоит более чем из 2300 судов, в числе которых рыболовные, обрабатывающие, приемно-транспортные рефрижераторы, научно-исследовательские, учебные и маломерные. Подавляющее большинство из этих судов были построены во второй половине ХХ века или приобретались у зарубежных компаний.
По информации Росрыболовства, свыше 70% флота сосредоточена в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. На долю Северного, Западного, Азово-Черноморского и Волго-Каспийского рыбохозяйственных бассейнов приходится менее 30 % судов. Несмотря на то, что Дальневосточный федеральный округ является крупнейшим поставщиком рыбной продукции (55% от общего объема вылова водных биоресурсов), возраст 90% добывающих судов превышает нормативный срок эксплуатации.
Переход к рыночной экономике в 90-ых годах прошлого века привел к тому, что отечественными судостроительными предприятиями было практически прекращено серийное производство судов рыбопромыслового флота. Обновление флота производилось точечно, согласно инвестиционным программам индивидуальных судовладельцев. Ситуация особенно обострилась в 2014-2015 годах, тогда российские верфи не предали отечественным заказчикам ни одного рыбопромыслового судна из-за отсутствия заказов.
В другие периоды современной России на отечественных верфях размещались заказы исключительно на малотоннажные рыбопромысловые суда. Их строительством занимались «Ушаковские верфи», «Ладожская верфь», а также «Судостроительный завод им. Октябрьской Революции». С целью масштабного обновления рыбопромыслового флота, а также для недопущения полной утраты компетенций в строительстве данной номенклатуры судов, необходимым являлось принятие мер со стороны государства.
Господдержка со стажем
Начиная с 2009 года Минпромторгом России начато предоставление субсидий российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2009 - 2021 годах, а также на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2009 - 2021 годах с российскими лизинговыми компаниями, на приобретение гражданских судов» в рамках постановления правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. № 383. Однако данная мера, не смотря на свою эффективность при строительстве транспортных судов, оказалась невостребованной у рыбопромысловых компаний.
Постановлением правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 502 утверждены разработанные Минпромторгом России Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию. Данной субсидией уже воспользовалась ООО «Рыболовецкая компания «Вирма», которая осуществляет строительство одного рыболовного судна «Гандвик-1» проекта МТ1112XL 2451-01, взамен сданного в утилизацию рыбопромыслового ярусолова-процессора СП-3800 «Оленты», построенного на верфи VEB «Volkswerft Stralsund» (ГДР) в 1983 году.
Однако данные меры не смогли в должной мере стимулировать заказчиков к системной работе по обновлению судов рыбопромыслового флота.
В этой связи, в рамках ряда поручений правительства Российской Федерации, Минсельхозом России совместно с Минпромторгом России разработан пакет правовых актов, регулирующих порядок закрепления и предоставления квот добычи водных биологических ресурсов на инвестиционные цели, утверждение которых в 2017 году позволило переломить данную тенденцию. Отечественные судостроительные предприятия ещё до вступления в силу данного механизма государственной поддержки получили заказы на строительства крупно- и среднетоннажных рыбопромысловых судов.
По данным Минпромторга России, только в рамках заявительной кампании 2017 г. по реализации механизма закрепления и предоставления доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленной на инвестиционные цели комиссией по отбору инвестиционных проектов, были отобраны 33 проекта по строительству судов в интересах рыбопромысловых компаний.
Заказ на строительство шести крупнотоннажных 108-метровых траулеров-процессоров размещен на производственных мощностях АО «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург), суда будут введены в эксплуатацию в 2022-2023 годы.
Строительство трех среднетоннажных траулеров-сейнеров для Дальнего Востока осуществляется в настоящее время на верфи ПАО «ПСЗ «Янтарь» (г. Калининград). Поставка всей серии состоится в 2019 году.
Объем инвестиций на строительство судов рыбопромыслового флота для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна составил около 42 млрд рублей.
С предоставлением квот на инвестиционные цели в Северном рыбохозяйственном бассейне размещены 24 заказа. Из них 14 - на строительство крупнотоннажных траулеров-процессоров длиной более 80 м, 9 - на среднетоннажные суда длиной от 58 м до 70 м, 1 - заявка - на 35 м судно.
Контракты на строительство 14 крупнотоннажных траулеров для Северного рыбохозяйственного бассейна размещены заказчиками на мощностях Северо-Западного региона. ПАО «Выборгский судостроительный завод» (г. Выборг) размещен заказ на 8 траулеров, на мощностях ПАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург) - 6 траулеров. Сдача указанных судов предусмотрена в 2019-2023 годах.
На среднетоннажные суда для Северного рыбохозяйственного бассейна размещено четыре заказа на ОАО Ленинградский судостроительный завод «ПЕЛЛА», два на Ярославский судостроительный завод, три на ПАО «Северная верфь». Все суда планируется к сдаче до 2022 года. Объем инвестиций на строительство судов для Северного рыбохозяйственного бассейна составляет около 68 млрд рублей.
Таким образом, общий объем инвестиций по 33 проектам на строительство судов составил около 110 млрд рублей. В 2018 году состоялся спуск на воду четырех из указанных судов, а к концу 2019 года планируется завершение строительства уже шести судов.
В рамках заявочной компании 2019 года, по информации Минпромторга России поданы заявки на строительство ещё 11 судов, в том числе девяти для Дальневосточного и двух для Северного рыбохозяйственного бассейна общим объемом финансирования более 55 млрд рублей.
За два года действия механизма, предприятия отрасли получили твердые заказы на строительство 44 судов общим объемом финансирования более 165 млрд рублей. Кроме того, завершается разработка федерального закона, предусматривающего внесение изменений в порядок закрепления и распределения квот добычи (вылова) крабов. В течение 2012 - 2018 годов отмечена тенденция увеличения общих допустимых уловов крабов. В соответствии с научными прогнозами запасы крабов оцениваются как стабильные. В этой связи, по прогнозной оценке, применение механизма инвестиционных квот при строительстве краболовных судов позволит простимулировать строительство не менее 40 судов данного типа в среднесрочной перспективе.
Отдельно следует отметить новую меру поддержки, разрабатываемую Минпромторгом России совместно с Минсельхозом России и Росрыболовством, направленную на предоставление целевой субсидии на строительство малотоннажных рыбопромысловых судов. Согласно разработанному проекту соответствующего постановления правительства Российской Федерации, предполагается компенсировать заказчику от 50 до 210 млн рублей, в зависимости от типа судна. По экспертной оценке реализация данной меры позволит реализовать строительство в период до 2024 года не менее 59 судов.
Алексей Тимофеев
Фото предоставлены ИАА «ПортНьюс» компанией Expo Solutions Group
Подробнее о развитии рыбопромыслового флота в России и о других сегментах отечественного судостроения читайте с понедельника в ежегодном аналитическом отчете «Развитие гражданского судостроения в России — 2018 год», подготовленном ИАА «ПортНьюс» для Минпромторга России.
Отчет в виде журнала подготовлен специалистами агентства на основе анализа открытых информационных источников, средств массовой информации и по результатам опроса отраслевых организаций. Отчет представляет специализированную информацию о состоянии дел в отечественном судостроении, позволяет сформулировать основные вопросы участников отрасли к регулятору. Это издание — экспертный взгляд на развитие судостроительной отрасли России. Запланирована публикация pdf-версии отчета.