• 30 января 2008

    Юбилей на плаву

    Северо-Западному пароходству – 85 лет. За этой простой фразой – страницы истории большой компании, которая сегодня является одной из крупнейших транспортных компаний России. Однако солидный возраст – это не повод останавливаться на достигнутом, а напротив, стимул доказать, что опыт прошлого является превосходной основой для достижений будущего.
     
    История Северо-Западного пароходства (СЗП) начинается в 1923 году, фактически в начале становления советского речного судоходства, когда было создано государственное предприятие «Северо-Западное речное пароходство». В годы Великой отечественной войны предприятие внесло свой вклад в оборону Ленинграда, доставляя в осажденный город продовольствие, боеприпасы, военную технику, участвуя в эвакуации жителей города. Новый этап наступил для пароходства, когда в 1964 году был введен в строй Волго-Балтийский водный путь. СЗП стало фактически первым пароходством, которое перешло на круглогодичный режим работы, начало выполнять перевозки между морскими и речными портами и даже вышло на рынок международных перевозок – между иностранными портами.

    В 1993 году предприятие было акционировано, и на сегодняшний день это одна из крупнейших судоходных компаний в сегменте перевозок «река-море» не только в России, но и в Европе. При этом развивать это направление компания начала еще 43 года назад, что позволило сегодня выходить уже на новые рубежи – например, перевозки между европейскими портами. Уже сейчас часть судов не заходит во внутренние водные пути, да и в российские порты тоже. В перспективе на этих направлениях будут работать суда, контракт на строительство которых заключен с одной из верфей в Китае. На протяжении 40 лет компания выполняет перевозки по Волго-Балтийскому  водному пути, еще более 30 лет – по Сайменскому каналу.

    Сейчас в структуру транспортного объединения входят управляющая компания – ОАО «СЗП» и 8 дочерних обществ, среди которых: две судоходные компании – «Северо-Западный флот» и «Астраханская судоходная компания»,  два порта – «Пассажирский порт» и «Белозерский порт», два судостроительно-судоремонтных предприятия – «Невский судостроительно-судоремонтный завод» и «Вознесенская ремонтно-эксплуатационная база флота», а также «Снабсервис» и компания технического менеджмента «Волго-Нева». Регионы деятельности: внутренние водные пути европейской части России, бассейны Балтийского, Северного, Средиземного, Черного и Каспийского морей. Флот судоходной компании состоит из 180 единиц, из них – 110 грузовых судов общей грузоподъемностью свыше 350 тыс. тонн и 25 пассажирских. 90 судов класса «река-море» работают круглогодично.

    За 11 месяцев 2007 года судами СЗП перевезено 5,8 млн тонн грузов, что на 322 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период 2006 году. При этом значительный рост грузооборота наблюдается по зерну и продуктам перемола (на 145,3 тыс. тонн), строительным грузам (на 160,4 тыс. тонн) и удобрений (на 154,5 тыс. тонн). В зимнюю навигацию 2007-2008 года буду работать 82 теплохода СЗП, из них 60 – в северном бассейне и 22 – в южном.

    К своему 85-летию Северо-Западное пароходство подошло в хорошей форме и с серьезными планами развития. Так, компания участвует в тендере на перевозки для проведения работ по прокладке газопровода Nord Stream из России в Европу, кроме того возможно, компания будет участвовать в прокладке южной нитки нефтепровода «Бургас-Александропулис». Перспективной для пароходства является и работа по доставке грузов для строительства олимпийских объектов в городе Сочи.

    Для предприятия со столь богатой историей важно развиваться в соответствии с требованиями времени. Например, по словам председателя совета директоров ОАО «СЗП» Виктора Олерского, сейчас происходит процесс изменения  грузопотоков. Если сокращается экспорт круглого леса из России в пользу пиломатериалов, то это влияет на перевозки по Сайменскому каналу. Если при строительстве потребляется больше щебня, то из экспортного он превращается в импортный груз. В соответствии с тенденциями развития грузоперевозок корректируется и программа обновления флота, так, например, сейчас в СЗП отдается предпочтение морскому флоту с неограниченным районом плавания – в том числе и из-за расширения географии плавания. Однако полностью отказываться и от существующего флота в компании тоже не намерены, так как он задействован на уже освоенных направлениях.

    Несмотря на юбилейные торжества, продолжается весьма активная работа, которая направлена, в том числе, и на налаживание сотрудничества с государством в части обновления парка судов для внутренних речных перевозок. Целью является такая кооперация, чтобы государство строило суда и передавало затем их в те компании, которые способны их эффективно эксплуатировать за вознаграждение. Такая же схема предлагается и для пассажирских перевозок, так как на сегодняшний момент ситуация с пассажирским флотом тоже довольно сложная. В частности, сейчас ведется работа с Федеральным агентством по промышленности по организации модели взаимодействия при активном участии Северо-Западного пароходства.

    По материалам компании

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен