• 30 июля 2018

    Меры преткновения

    Масштабные планы обновления рыболовного флота требуют дополнительных мер господдержки. Росрыболовство выступило с радикальным предложением субсидировать 25% стоимости нового судна, однако Минпромторг считает данное предложение слишком смелым и призывает использовать уже имеющиеся меры, которые, впрочем, могут корректироваться.

    Умерить рыбный аппетит

    В рамках механизма предоставления инвестквот «под киль», по данным Росрыболовства, в России строятся 17 рыболовных судов, еще 33 судна предполагается заложить в 2018 году. Всего планируется строительство около 100 крупно- и среднетоннажных судов на общую сумму 200 млрд руб.

    Помимо крупно- и среднетоннажных рыболовных судов необходимо обновление флота маломерных, которые из-за особенностей региональных рыболовных бассейнов не подпадают под механизм инвестквот и потому нуждаются в других мерах господдержки. Всего необходимо построить от 70 до 150 маломерных рыболовных судов.


    В ходе заседания межведомственной рабочей группы по вопросам строительства судов рыбопромыслового флота в Москве заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук высказал предложение субсидировать 25% от стоимости строительства такого судна. Предложение, фактически, является революционным, поскольку применяемые в настоящее время меры господдержки при строительстве флота имеют совершенно иные параметры и условия предоставления. На этот факт указал присутствовавший на совещании заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Николай Шабликов. Он отметил, что ставка в 25% значительно превышает объемы, предоставляемые по программе субсидирования процентных ставок по кредитным и лизинговым платежам для транспортного и пассажирского флота (10% и 15% соответственно), что создает преференции для рыболовной отрасли. Кроме того, действующие меры господдержки, такие как субсидирование процентных ставок или судовой утилизационный грант привязаны к конкретным обязательствам тех, кто их получает: это обязательства перед банком или лизинговой компанией, либо обязательство построить судно определенного типа и параметров. В случае же простого выделения финансирования в объеме 25% от стоимости строительства нового судна возникают коррупционные риски и бюджетная неопределенность, поскольку верхняя планка помощи ничем не ограничивается.

    Со своей стороны, Николай Шабликов призвал рыболовные компании пользоваться уже существующими мерами господдержки, которые доказали свою эффективность в транспортном и пассажирском сегментах.


    Тем не менее, если говорить о судовом утилизационном гранте, то у рыбаков здесь возникли сложности. Дело в том, что по действующим условиям предоставления гранта валовая вместимость нового рыболовного судна, которое строится взамен утилизируемого, не должна отклоняться более чем на 15% от вместимости старого судна. Так как обновление рыбопромыслового флота целесообразно осуществлять по новым проектам с существенно большей валовой вместимостью, то такое ограничение делает невозможным получение гранта. В настоящее время Минпромторгом подготовлен проект корректировки условий предоставления гранта, в котором вместо валовой вместимости устанавливаются требования по размерности судна.

    Что касается лизинговых схем строительства рыболовных судов то, как пояснил ИАА «ПортНьюс» Петр Савчук, их оказалось невозможно совместить с механизмом предоставления инвестквот под киль, поскольку последние выделяются не лизинговой компании, а рыбохозяйственному предприятию. Однако в Росрыболовстве рассчитывают на применение лизинга при строительстве рыболовного флота, не подпадающего под программу инвестквот, т. е. как раз для программы строительства маломерного рыболовного флота.

    Еще одна дискуссионная мера господдержки – это создание типового проекта малого рыболовного судна за государственный счет. Представители рыбопромысловой отрасли усомнились в целесообразности разработки такого проекта, поскольку, по их мнению, он может оказаться неэффективным. С ними согласился и Петр Савчук, который указал на то, что многие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКРЫ) оказались «пустыми» и неприменимыми на практике. В то же время он отметил, что НИОКРы проводить, все же, нужно для тестирования различных новых технологий. Вопрос о целесообразности разработки типового проекта рыболовного судна будет прорабатываться дополнительно.

    К относительно новым технологиям, применяемым в судостроении, можно отнести применение современных композитных материалов. Впрочем, их применение в России может иметь лишь ограниченные сферы, поскольку, как пояснил в ходе совещания заместитель генерального директора Крыловского ГНЦ Олег Тимофеев, корпус судна из композитных материалов не приспособлен к плаванию во льдах, а также имеет сложности с ремонтопригодностью.

    Впрочем, применение композитных материалов возможно, например, при создании судовых надстроек. Петр Савчук не исключил, что надстройка нового научно-исследовательского судна, которое предполагается эксплуатировать различными госструктурами, будет создана именно из них.

    Если говорить в целом, то конечной целью всех мер господдержки является локализация проектирования, строительства рыболовных судов на территории России, равно как и производства комплектующих для них. В настоящее же время рыболовные суда строятся по западным проектам и с применением, по большей части, иностранных комплектующих. При этом, если говорить о проектировании, то Россия обладает достаточным количеством проектных бюро и институтов, однако они проигрывают конкуренцию норвежским и исландским коллегам. По мнению Николая Шабликова, одна из причин этого – в низкой маркетинговой активности россиян на собственном рынке.

    Еще большую проблему представляет локализация судовых комплектующих. Это касается не только сегмента рыбопромыслового флота, но и всего судостроения. Для решения этой проблемы на базее ЦНИИ «Курс» создается координационный центр и информационный портал для производителей и потребителей отечественных судовых комплектующих, а Минпромторгом готовится законопроект о преимущественной эксплуатации судов российской постройки в российских водах.

    Виталий Чернов.