Логистика по блокчейну
Вы, скорее всего, слышали про блокчейн, и даже в общих чертах представляете, что это такое. О применении блокчейна в логистике вы, возможно, знаете меньше, но были бы не против узнать побольше. Мы попытаемся понятным языком рассказать о технологии, которая позволит операторам морских контейнерных линий ежегодно экономить около $38 млрд в год, и о тестовом внедрении технологии.
Просто о сложном
Представьте: на рабочем столе вашего компьютера есть папка, озаглавим ее «Кошмар». Ничего удивительного для генерального директора экспедиторской компании, задача которой вовремя доставить партию женской обуви из Италии в Екатеринбург. Ведь еще пара недель – и сезон закончится, опоздать нельзя.
В папке «Кошмар» много файлов: договоры по морской и автомобильной перевозке в формате Word, договор на вывоз контейнера из порта в pdf, транспортные накладные, отсканированные таможенные декларации и пр. Это лишь часть документов, сопровождающих процесс. Ведь кроме этого необходимо взаимодействовать с подрядчиками и их контрагентами. При этом часть информации хранится в многочисленных мессенджерах, электронной почте, да вообще - где угодно. Вы можете внести в любой файл изменения, потерять или по ошибке удалить его. От этого и возникает ощущение кошмара, информационного хаоса.
Теперь представьте иную ситуацию. В единой системе собраны все файлы – абсолютно все документы по перевозке груза (за исключением разве что коммерческих договоров) в одном формате. То есть все коносаменты, накладные, декларации, сертификаты, кому бы они ни принадлежали, - на месте, на виду.
Вы не можете внести изменения ни в один из документов. Дело в том, что они, как вагоны в составе поезда, сцеплены друг с другом. «Хвостик» декларации в виде программного кода служит началом накладной, а уже ее «хвост» размещается в следующий документ. Более того, все документы лежат точно в таком же виде не только у вас, а у всех участников процесса перевозки. Разумеется, что все компьютеры объединены в специально разработанную для этой цели сеть.
Так простыми словами можно описать технологию блокчейн: разные части данных (блоки) сцеплены друг с другом в цепочку (чейн, от английского chain – «цепь») и доступны всем причастным сторонам. Технологию еще называют «открытым реестром», «распределенным реестром», «публичным реестром», поэтому далее в тексте будем использовать эти выражения как синоним понятия «блокчейн».
К чему такие сложности?
Такой принцип хранения и обмена информацией исключает возможность подделки данных, поскольку ее почти невозможно изменить. Заведенный единожды документ, тот же коносамент, расписка или сертификат соответствия, остается в системе в первоначальном виде навсегда.
Экспедитор уверяет, что отправил документы почтой, но они потерялись? Кто-то в порту внес изменения в сопроводительные бумаги? Что ж, это элементарно проверить, ведь документы уже давно в публичном реестре, и достаточно лишь сверить данные. Все ходы записаны, и переписать их нельзя.
Цепочка поставок как на ладони и доступна всем, по сути «высечена в граните» – вот суть технологии блокчейна в логистике. За несколько минут можно проследить весь путь товара и увидеть, какая информация, когда и кем вносилась в систему.
Немаловажный плюс распределенного реестра – защита от кибератак и технических неполадок.
Например, при DDOS-атаке множество компьютеров отправляют запрос на конкретный сервер, и если количество «визитов» превышает возможности сервера, он перегружается и «падает». Как следствие, вы остаетесь без возможности купить авиабилеты или забронировать место для контейнера на судне через интернет. Даже если в компании остались «здоровые» компьютеры (часто именно так и происходит), им не с чем работать, поскольку базы находятся на «зараженных» серверах. Если же информация разбросана по многим компьютерам, то даже одной «здоровой» машины со всей необходимой информацией достаточно для работы.
Однако важно понимать, блокчейн – технология, которая упорядочивает только документооборот. И все.
Благодаря публичному реестру менеджеры логистических компаний не станут формировать оптимальные маршруты, а процесс крепления грузов в контейнере не станет более совершенным и контролируемым. Блокчейн не имеет никакого отношения, например, к искусственному интеллекту, самообучению машин, сбору и анализу больших массивов данных для выработки оптимальных решений, а также к планированию деятельности трудовых коллективов, как это делают CRM-системы. Эта технология не застрахует от ошибок при заключении договора, то есть не выполнит за юристов их работу, а финансистам не поможет адекватно рассчитать затраты. Но она позволит существенно сократить время на документооборот, быстро находить то звено перевозки, где была допущена ошибка, и сократить затраты бизнеса из-за потерь, хищений и подделки документов.
Параллельный мир биткоина
Еще один немаловажный момент, на котором стоит отдельно заострить внимание. Нередко самую первую и популярную криптовалюту в мире - биткоин отождествляют с технологией распределенного реестра. Это неудивительно: идея публичного реестра и была создана для того, чтобы сделать возможным появление криптовалют. Но к настоящему времени блокчейн уже вышел за пределы криптомира и живет самостоятельной жизнью.
Отношения между реестром и «битком» можно описать как взаимодействие компьютера в виде некой инфраструктуры и отдельных программ, которые на нем могут быть запущены. Блокчейн – это «компьютер», на который вы можете установить много программных продуктов, в числе которых и биткоин, а также иные сервисы и приложения, не похожие на биткоин даже отдаленно. Так, реализуемые в логистике на блокчейне проекты не используют криптовалюты ни в каком виде.
Спойлер: логисты в восторге от блокчейна
Британский экспедитор Marine Transport International (MTI) летом 2017 года провел тестовую перевозку с помощью распределенного реестра. Груз – контейнеры с переработанными отходами, которые требовалось доставить морским и автомобильным транспортом до пункта назначения в Великобритании.
Все участники цепочки были включены в специально разработанный блокчейн: продавец, покупатель, морской и автомобильный перевозчики, таможенные органы и терминалы. Каждый из них вносил информацию о своих операциях с грузом, которая, как это и принято в рамках данной технологии, была доступна в режиме реального времени коллегам.
Как пояснил генеральный директор MTI Джоди Кливорт (Jody Cleworth), обмен цифровой информацией в режиме реального времени в замкнутой системе позволил на 90% сократить расходы на бумажную работу. Кроме того, удалось существенно оптимизировать коммуникации между участниками процесса. Специалистам просто не понадобилось вести активную переписку и совершать звонки. Вся коммуникация была унифицирована благодаря тому, что все общались в одном месте в одном формате, а возможность отслеживать происходящие в данный момент с грузом операции позволила своевременно подготовиться к выполнению последующей части работ.
Морской перевозчик Maersk и компьютерный гигант IBM также в 2017 году произвели несколько пилотных контейнерных перевозок – от продукции Schneider Electric из порта Роттердама в порт Ньюарк до перевозки груза авокадо из Кении и апельсинов из Китая в Европу.
Схема та же, что и у MTI: все участники процесса были подключены к системе, следили за ходом перевозки и вносили свои данные о выполненных ими манипуляциях с грузом.
Результаты и MTI и Maersk оказались позитивными. «Наш эксперимент показал силу блокчейна, который в скором будущем будет применяться в логистике повсеместно», - заявил Джоди Кливорт в одном из интервью по итогам пилотного проекта. Он добавил, что разработка реестра не является чем-то сложным и неплохо сочетается с уже имеющимися в его компании информационными системами. «Любой логистический бизнес, будь то перевозка по морю, воздуху или земле, выиграет от применения блокчейна», - уверен генеральный директор-первопроходец.
Вице-президент IBM Рамеш Гопинат (Ramesh Gopinath) заявил, что целью его компании является активное применение новой технологии. По его словам, в 2017 году через блокчейн должно пройти 10 млн контейнеров Maersk из ежегодно транспортируемых перевозчиком 70 млн. В будущем систему планируется распространить на весь бизнес. Более того, Рамеш Гопинат не сомневается в том, что новинка будет использоваться и другими океанскими линиями. По его расчётам, при стоимости транспортировки контейнера (вместимость не указана) с авокадо из Кении в Нидерланды в $2000 на документооборот уходит около $300. Сколько из этих $300 можно сэкономить, он не уточнил, но подсчитал, что все морские контейнерные перевозчики могут сократить свои затраты на $38 млрд в год – неплохая выгода для отрасли, переживающей не лучшие времена.
Идете в суд? Дайте судье доступ в свой блокчейн
Совершенно очевидно, что публичный реестр значительно сократит время на судебные разбирательства между участниками перевозок. Да и само, число таких разбирательств уменьшится. Следует признать, что о судебных баталиях, в которых в качестве доказательств применялись бы выписки из блокчейна, пока неизвестно. Однако очевидно, что услуги юристов в скором будущем окажутся менее востребованы, чем сейчас.
Действительно, теперь одной из сторон судебного процесса, чтобы обеспечить свою позицию аргументами и стребовать неустойку с перевозчика, который не доставил груз вовремя достаточно всего лишь зайти в блокчейн, найти все нужные документы и вывести их на печать.
Как их заверять для суда – вопрос, который еще предстоит отрегулировать. Возможно, в будущем, будет достаточно печати и подписи нотариуса из соседнего офиса, чтобы приобщить эти документы к делу, и у судьи есть вся картина относительно того, кто из участников процесса, что, когда и почему сделал или не сделал.
Теперь вспомним, как выглядит процесс коммуникации в настоящее время. Клиент-грузовладелец оформляет заявку на экспедиционные услуги по электронной почте, экспедитор связывается с перевозчиком по телефону, тот со своими субподрядчиками – по WhatsApp, кто-то с кем-то переписывается в Telegram. И где судье во всех этих многочисленных видах коммуникаций искать истину и сколько это займет времени. Даже в том случае, если общение между участниками процесса осуществлялось в одном формате, и между всеми участниками были заключены договоры на оказание услуг, проиграть дело для добросовестной компании не представляет проблемы из-за мелких, на первый взгляд, огрех.
Так, в арбитражном суде Петербурга и Ленинградской области одна коммерческая структура, добросовестно выполнившая свои обязательства по факту, была признана проигравшей де-юре на основании формального, но веского в глазах суда признака. Дело в том, что переписку с контрагентом компания вела по электронной почте, отправляя письма не на тот адрес, который был указан в договоре в качестве официального. В итоге компания не смогла доказать в суде свою правоту. Блокчейн подобные ситуации исключает.
Отметим, что мы за скобками оставили распространенные ситуации, когда стороны оспаривают заключенные ранее договоры на основании того, что они якобы были подделаны, или уверяют, что те или иные документы (допустим, товарно-транспортные накладные) уничтожены крысами или украдены. Блокчейн не доступен для крыс, воров. Это честный свидетель, торговаться с которым или пытаться его запугать бессмысленно.
Может возникнуть логичный вопрос: нельзя ли создать компьютерную систему, скажем так, «взаимного доверия», в которой каждый участник перевозки будет вносить свою информацию и видеть действия других? Например, на базе любой из CRM-систем? Ответ: можно, и многие делают, заказывая написание корпоративных компьютерных программ, а потом добавляя в них своих контрагентов. Это действительно рабочий вариант.
Однако распределенный реестр более надежен, поскольку информация находится на всех включенных в сеть компьютерах, а не на одном сервере, как это имеет место в случае с CRM. CRM-система подвержена риску кибератаки или просто может споткнуться о технические неполадки или регламентные работы. Не говоря о том, что недобросовестный сотрудник компании-владельца этой системы теоретически может подделать информацию.
Блокчейн, собственно, и появился на свет, чтобы обеспечить прозрачность и надежность функционирования биткоина, избавив его от возможных мошеннических схем. Если бы существовала система, которая позволяет достичь таких же результатов без блокчейна, то создатель криптовалюты вряд ли стал бы его изобретать.
Блочное будущее
В настоящее время еще несколько перевозчиков и портов объявили о том, что изучают возможности применения публичного реестра. Порт Роттердам анонсировал, что будет тестировать различные варианты использования блокчейна в течение двух лет. Air France собирается хранить в «цепи» информацию о запасных частях и расходных материалах, разбросанных по всему миру. Сингапурский морской перевозчик PIL и порт Сингапура взяли в партнеры IBM, чтобы войти в тему.
Этот принцип уже активно внедряется и в других сферах: от фиксирования данных о новорожденных в штате Иллинойс до внесения информации в реестр о выданных дипломах знаменитым Массачусетским технологическим институтом.
В России первые блокчейн-проекты в логистике появятся в 2018 году. Некоторые компании-перевозчики планируют использовать их с целью оптимизации документооборота, как это делает Maersk. Еще пару стартапов намерены устроить биржи, на которых грузовладельцы смогут найти перевозчиков, а те, соответственно, - клиентов.
Но пока это частные инициативы. Самая большая интрига заключается в том, будет ли жесткое указание из правительства или Кремля внедрять блокчейн в государственных органах. Догадываемся, что у людей, которые недобросовестно зарабатывают на таможенных и околотаможенных операциях, при словах «прозрачность, доступность, неизменяемость цифровой информации» по спине должен пробежать неприятный холодок…
Иван Калиниченко