Добраться до жемчужины
Круизы по Балтийскому морю считаются одними из самых дорогих. Санкт-Петербург намерен активнее включиться в борьбу за свою долю круизного «пирога». Однако для этого необходимо разрешить ряд инфраструктурных и законодательных проблем.
За место под балтийским солнцем
Санкт-Петербург, без сомнения, обладает наибольшим культурно-историческим потенциалом среди балтийских городов, заслуженно именуясь жемчужиной Балтики. Однако его доля в круизном туризме, на наш взгляд, несоразмерна его значению. Чтобы круизные суда активнее заходили в город на Неве, впрочем, придется немало потрудиться над улучшением соответствующей инфраструктуры и упрощением визовых процедур.
В настоящее время туристы и пассажиры, прибывающие на морских судах, принимаются в Пассажирском порту «Морской фасад», на Морском вокзале, набережной Лейтенанта Шмидта (Васильевский остров), а также на Английской набережной. Большая часть пассажиров прибывает на «Морской фасад». Так, в навигацию 2016 года на «Морской фасад» зашли 209 круизных лайнера, было принято 456,5 тыс. пассажиров, что на 5% меньше показателя прошлого года. Набережные Санкт-Петербурга в навигацию 2016 года приняли 60 заходов круизных судов и 26 тыс. пассажиров. На Морской вокзал по данным за 9 месяцев 2016 года зашли 169 судов, здесь было принято 287,6 тыс. пассажиров.
Снижение количества пассажиров на «Морском фасаде» объясняют цикличностью спроса на круизы в регионе. Между тем, в соответствии с подтвержденными заявками, в навигацию 2017 года на «Морской фасад» должны прибыть 543 тыс. пассажиров (+19%), что станет рекордом за всю историю данного терминала. При этом количество судозаходов круизных судов составит 250 ед., что на 2% ниже показателя пикового 2013 года. Рост пассажиропотока при относительном снижении количества судозаходов объясняется тенденцией на рост вместимости круизных судов. Поэтому «Морской фасад» намерен расширить инфраструктуру для приема лайнеров длиной до 330 м. С этой целью планируется построить выносные палы у причала №7, что позволит увеличить длину причального фронта и одновременно ставить суда длиной до 330 м у причалов №6,7. До конца 2016 года планируется завершить проектирование палов, в 2017 году будет завершен первый этап проекта. В дальнейшем в 2018 году предполагается провести дноуглубление у причалов, за работы по дноуглублению отвечает ФГУП «Росморпорт».
Кроме того, к 2018 году «Морской фасад» планирует подготовить инфраструктуру для обработки паромных грузов (оборудование весового контроля, инспекционно-досмотровый комплекс). Работа с грузами станет возможной с запуском центрального участка Западного скоростного диаметра и соответствующих съездов с него. По словам главы городского комитета по развитию туризма Андрея Мушкарева, на одном пароме в порт может прибывать до 50 грузовиков экологического класса евро-5. Работа с паромными грузами позволит порту работать круглогодично и значительно улучшит его финансовые показатели, подчеркнул чиновник. По словам директора Агентства внешнего транспорта Санкт-Петербурга Александры Бахмутской, организация обработки паромных грузов на «Морском фасаде» позволит осуществить и реконструкцию здания Морского вокзала Санкт-Петербурга, освободив его от приема паромов. Морской вокзал находится в собственности города и сдается в долгосрочную аренду. В реконструкцию пункта пропуска вокзала в 2016 году было вложено 10 млн руб.
В реконструкции нуждаются и дебаркадеры на набережных. Провести их реконструкцию планируется в 2018 году ФГУП «Росморпорт».
Хотя Западный скоростной диаметр и позволит частично разгрузить Васильевский остров и вывозить паромные грузы с «Морского фасада», все же транспортная доступность острова пока оставляет желать лучшего, а это прямо сказывается на комфорте туристов, прибывающих на «Морской фасад», Морской вокзал и набережную Лейтенанта Шмидта. Напомним, ранее город планировал построить дополнительный Ново-Адмиралтейский мост с Васильевского острова и организовать внутригородское речное сообщение, однако эти планы не получили развития.
Помимо инфраструктурных ограничений существуют законодательные. Они связаны с визовыми процедурами. Город заинтересован в том, чтобы Санкт-Петербург стал портом пересадки туристов и точкой начала-окончания туров. А для этого нужно «состыковать» авиационный и морской транспорт. В настоящее время, по мнению Андрея Мушкарева, наиболее реальным путем облегчения визовых процедур является введение электронных виз.
Как бы то ни было, в городе полны оптимизма. Так, «Морской фасад» в течение 2016 года заключил более 100 соглашений с туроператорами, в составе которых 18 новых компаний. В этом году 8936 пассажиров начали или закончили круиз в Санкт-Петербурге.
Тем не менее, если Санкт-Петербург действительно хочет стать «туристической Меккой» в регионе, все же рано или поздно придется извлечь из «дальнего ящика» проекты по строительству новых мостов, развитию городского речного транспорта, выводу промышленных предприятий из центральных районов, реконструкции исторических зданий...
Виталий Чернов.