• 19 июня 2007

    Минеральный экспорт

    В 2007 году экспорт минеральных удобрений, по подсчетам экспертов, может сократиться примерно на 25-27%. Помимо общего “проседания рынка”, которое случилось в прошлом  году, ситуацию может осложнить Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая планирует установить вывозные пошлины на экспортный калий.

     

    Экспортные направления

     

    К основным экспортным рынкам российских минеральных удобрений относятся Китай (36,8%), Индия (26,5%), США (7,8%), Корея (6,3%) и Бразилия (4,2%). В остальные страны в общей сложности экспортируется 17,8% отечественной продукции.

    В минувшем году экспорт минеральных удобрений из России сократился на 20% до 11,7 млн. тонн. Снижение объемов перевалки произошло практически на всех специализированных морских терминалах по перевалке удобрений. Как пояснил корреспонденту ИАА “ПортНьюс” директор по развитию Научно-производственного предприятия “Морское строительство и технологии” Сергей Семенов, сокращение экспорта связано с общим осложнением ситуации на рынке в 2006 году.

    Традиционно высокие показатели по перевалке удобрений сохранил порт Санкт-Петербург - 5 196,6  тыс. тонн удобрений за год. Падение экспорта удобрений на 29% связано с внутренними причинами ОАО “Уралкалий”, которое почти 90% своей продукции переваливает в Петербурге на Балтийском балкерном терминале. “Уралкалий” в прошлом году снизил экспорт в Китай и Индию в результате конкуренции со стороны местных производителей, - рассказал Семенов. – Кроме того, на экспорте отразилась авария в октябре прошлого года в Березниковском калийном рудоуправлении №1 (БКРУ №1) компании “Уралкалий”, которая обеспечивает около 20% экспортных удобрений”.

     

    Всем по терминалу

     

    Эксперты отмечают, что спрос на калийные удобрения растет примерно на 3% ежегодно. Однако, несмотря на высокий спрос на удобрения на мировых рынках, количество специализированных терминалов по перевалке этого вида груза в России ограничено. На сегодняшний день в стране действует только три терминала по перевалке удобрений. Два из них расположены на Северо-Западе: в Санкт-Петербурге и Мурманске и один терминал – на Дальнем Востоке. Еще два аналогичных комплекса могут быть построены в порту Туапсе и в Ленинградской области. Однако пока что они существуют только в проектах компаний.

    Единственными промышленными производителями хлористого калия в России являются ОАО "Сильвинит" и ОАО "Уралкалий", выпустившие в 2006 году около 5,3 млн. тонн и 4,2 млн. тонн хлори­стого калия соответственно. Крупнейшими производителями азотных удобрений является ОАО “ЕвроХим”. Холдинг  ОАО “Акрон” производит смешанные удобрения.  Все эти компании, за исключением “Акрона”, имеют в России собственные терминалы для перевалки своей продукции.

    “Уралкалий” переваливает свою продукцию в Петербурге на Балтийском балкерном терминале. В Мурманске аналогичным специализированным терминалом по перевалке сухих минеральных удобрений владеет дочернее предприятие “Еврохима” – ЗАО “Агросфера”. В 2006 году оборот компании составил 1,223 млн. тонн.
    Кроме того, мощности для перевалки удобрений есть на Дальнем Востоке в порту Восточный. Практически весь объем обрабатываемых портом удобрений переваливается на специализированном “Восточно-Уральском терминале” (90,3%). По данным Восточного филиала ФГУП “Росморпорт”, в 2006 году терминал обработал 847,1 тыс. тонн удобрений. Через причалы ООО “ВУТ” ведет перевалку груза “Сильвинит”.

    По словам Семенова, столь малое количество специализированных терминалов в определенной степени связано с тем, что минеральные удобрения исторически переваливались через порт Вентспилс в Латвии. В частности, крупнейший производитель смешанных удобрений холдинг “Акрон” по-прежнему не имеет собственных терминалов в российских портах. Еще в 2005 году предприятие планировало завершить строительство комплекса по перегрузке минеральных удобрений с грузооборотом 5,5 млн. тонн в год в порту Усть-Луга. Однако несколько лет назад компания вышла из СП с компанией "Усть-Луга" из-за задержки инвестиций со стороны порта. После выхода из СП руководство “Акрона” приняло решение ориентироваться на Эстонию. В планах компании построить терминал в эстонском порту Силламяэ проектной мощностью 1 млн. тонн аммиака и 0,5 млн. тонн жидких аммиачных удобрений в год. Стоимость проекта оценивается в 50 млн. евро. Однако реализация и этого проекта из-за событий в Эстонии сейчас приостановлена.

    Еще один из крупнейших производителей удобрений - компания “ЕвроХим” планирует реализовать сразу два проекта по строительству морских терминалов. Туапсинский балкерный терминал мощностью 2,3 млн. тонн, который строится в порту Туапсе, будет предназначен для приема и кратковременного хранения минеральных удобрений с их последующей отгрузкой на экспорт морским транспортом. Предполагается, что через терминал будет экспортироваться 3 вида минеральных удобрений: карбамид, аммофос и нитроаммофоска. Аналогичный проект может быть реализован в Ленинградской области. Как заявил в конце мая генеральный директор “ЕвроХима” Дмитрий Стержнев, было бы логично построить собственный терминал по перевалке минеральных удобрений на экспорт в непосредственной близости от ООО “ПГ “Фосфорит” в Кингисеппском районе. По мнению Стержнева, не имеет смысла строить терминал мощностью менее 2 млн. тонн.

    Оценивая перспективы возможного терминала, Сергей Семенов отметил ИАА “ПортНьюс”, что в Ленинградской области не очень много мест, где можно построить такой терминал. “Есть лесной терминал “Фактор” в Усть-Луге, но он может принимать только небольшие суда, - считает Семенов. - Теоретически это могла быть зона Вистино, однако я не слышал заявлений, что там будут строиться дополнительные терминалы”.

    Наконец, ожидается, что в ближайшее время на Таманском полуострове будет построен новый международный торговый порт. Проект предусматривает создание современной инфраструктуры, включающей контейнерный и угольный терминалы, зерновой комплекс и терминал по перевалке минеральных удобрений. Уже в 2007 – 2008 годах планируется ввод в действие терминала по отгрузке жидкого аммиака.

     

    Экспорт сдержат пошлины

     

    Тем временем Федеральная антимонопольная служба пытается воздействовать на производителей минеральных удобрений. По требованию ФАС "Сильвинит" до 1 июля текущего года должен установить среднюю цену на хлористый калий для внутреннего рынка не выше 2100 рублей за тонну, а "Уралкалий" к этому же времени должен установить цену не выше 2950 рублей за тонну. Дополнительной мерой, которая может заставить производителей удобрений снизить цены, может стать введение экспортных пошлин. В конце прошлой недели экспертный совет по агропромышленному комплексу при ФАС рекомендовал рассмотреть возможность введения вывозных пошлин на хлористый калий.

    Чаусова Лариса. 

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен