• 16 марта 2007

    Полдиплома речникам

    Судьбу системы подготовки кадров для отечественных судоходных компаний в ближайшее время решит Министерство транспорта РФ. В адрес директора департамента управления кадрами и сопровождения специальных программ Минтранса Бориса Новосельцева представители отрасли направили письмо с просьбой сохранить образовательные стандарты, принятые в 2002 году, согласно которым выпускник речного училища получает совмещенную квалификацию техника-судоводителя. Подпись под документом поставили представители 5 структур.

     

    Закадровое решение

     

    Действующие в последние пять лет стандарты образования позволяют выпускникам речных училищ получать одновременно две квалификации. С апреля 2007 года речники будут получать квалификационные дипломы по новой системе. Соответствующее положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания утверждено постановлением Правительства РФ №349 от 31 мая 2005 года. С этого года подготовка речных кадров будет производиться только по одной специальности: либо техник, либо судоводитель. В дальнейшем второй диплом по совмещаемой профессии выпускник училища сможет получить только после дополнительного обучения по выбранной специальности. По оценкам преподавателей речных училищ, на это выпускнику потребуется не менее двух лет.

    Против новой системы дипломирования выступили крупные российские судоходные компании (ОАО “Волжское пароходство” и ООО “Вижн Флот”), волжское ГБУ, представители Волжского баскомфлота (Волжский бассейновый комитет Профсоюза работников водного транспорта) и непосредственно учебное заведение - филиал ФГОУ ВПО “Волжская государственная академия водного транспорта – Нижегородское речное училище имени Кулибина”. “Учитывая острую необходимость в кадрах по совмещенным профессиям, - говорится в письме, - и тот факт, что ныне действующие Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по указанным специальностям позволяет производить профессиональную подготовку как по основной, так и по совмещаемой профессии, просим <…> решить вопрос о разрешении выпускникам образовательных комплексов среднего профессионального образования по специальностям 180408 (2407) – Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании и 180409 (2408) – Эксплуатация внутренних водных путей дипломирования на помощника механика судов речного флота”.

    “Экипажи многих судов укомплектованы специалистами, имеющими совмещенные профессии – рассказал ИАА “ПортНьюс” директор представительства ООО “Вижн флот” в Нижнем Новгороде Вячеслав Королев. – И такое совмещение вполне оправдано. Во-первых, на судах работают не узкие специалисты, а специалисты широкого профиля, их знания базируются на твердой фундаментальной основе. Кроме того, при уходе от совмещения профессий неоправданно возрастет себестоимость содержания флота, в результате чего снизится конкурентоспособность судов по сравнению с другими видами транспорта”. Королев также отметил, что на большинстве речных судов уйти от совмещения не удастся, исходя из условий постройки этих судов – они изначально рассчитаны на сокращенные экипажи.

     

    Специалист без диплома

     

    В случае вступления постановления в силу, выпускники речных училищ, получившие диплом старого образца по совмещенным специальностям, вынуждены будут до 2010 года либо менять аттестат, либо проходить курсы повышения квалификации. При этом “пропадет большое количество учебных часов, - рассказал ИАА “ПортНьюс” директор филиала ФГОУ ВПО “Волжская государственная академия водного транспорта – Нижегородское речное училище имени Кулибина” Николай Савинов, также подписавший документ. - Мы какое-то время учили человека на механика-судоводителя, а в итоге не сможем даже выдать диплом по этой специальности. Получается, образование у выпускника есть, а дипломировать его мы не можем. Спрашивается, зачем тогда учить было?”.

    Несмотря на возможные финансовые преимущества, учебные заведения также не стремятся поддерживать новую систему. “Если оценивать новое положение исключительно с финансовой стороны, то учебным заведениям выгодно разделение профессий, - считает Савинов. - Представьте, мы будем готовить, например, механика, а потом этот же человек, но уже за дополнительные средства все равно придет получать второй диплом судоводителя”. Однако, по мнению Савинова, к подготовке специалистов необходимо подходить с точки зрения сложившейся базы. “Учебные заведения настроены именно на ту систему образования, которая разработана более 50 лет назад, - говорит он. - А сейчас мы должны отказаться от годами наработанных стандартов”.

     

    К нововведению не готовы

     

    Аналогичная попытка ввести новые образовательные стандарты среднего профессионального образования уже предпринималась в 1997 году. Тогда судовладельцам удалось отстоять свои интересы. После их многочисленных запросов Минтранс (приказ от 11.08.97 №91 “Об утверждении Перечня плавательных специальностей и специализаций”) и Служба речного флота (письмо от 29.01.98 №5-4-19/18 “О предоставлении информации о ССУЗе в ИМО”) вернули выпускникам квалификацию техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок.

    Основные претензии судовладельцев сейчас сводятся к тому, что новое положение по подготовке специалистов в действительности не обеспечивает потребности судоходных компаний в кадрах. Отток плавсостава для работы на судах иностранных судоходных компаний создает определенную проблему с укомплектованием экипажей российских судов. “Что можно требовать, - считает директор Северо-Западного филиала Российского речного регистра Николай Фомин, - если экипаж меняется по 2 раза за навигацию, а грамотные специалисты уходят работать под иностранные флаги”.

    В письме, направленном в Минтранс, содержатся коллективные предложения, которые могли бы удовлетворить стороны. В частности, предлагается либо вернуться к старой схеме образования, либо дать отсрочку новому постановлению.

    Чаусова Лариса.

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен