• 26 декабря 2006

    Порты притормозили

    Грузооборот портового комплекса России за 2006 год составит по прогнозу Министерства транспорта РФ 420 млн. тонн.  Рост по сравнению с итоговыми показателями 2005 года – всего 3%. На фоне прошлогоднего годового прироста грузооборота портов в 12%, итоги уходящего года выглядят скромно.

     

    Объем перевалки грузов в морских портах России за 11 месяцев 2006 года, по данным Минтранса,  увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,8% и составил 383,3 млн. тонн. По мнению главы федерального агентства морского и речного транспорта Александра Давыденко, этот показатель до конца года возрастет до 420 млн. тонн против 406,972 млн. тонн в 2005 году. Прогноз Ассоциации морских торговых портов (АСОП) менее оптимистичен: по итогам года порты могут не преодолеть планку в  416 млн. тонн.

     

    Наливные

    Традиционно для российского портового комплекса наибольший прирост показывают нефтеналивные грузы, идущие на экспорт. За 11 месяцев объем перевалки наливных грузов (в том числе масла и жидкая химия) составила в российских портах 223,6 млн. тонн, увеличившись на 4,6% по сравнению с январем-ноябрем 2005 года. Всего по итогам прошлого года перевалка наливных грузов составила 233,744 млн. тонн (57,5% от всего объема обработанных стивидорными компаниями грузов), что на 13,2% превысило показатели 2004 года. Если учитывать, что динамика прироста грузопотока наливных грузов в декабре сохранилась, то по итогам года можно ожидать рост к прошлому году по этому показателю в пределах 10 млн. тонн.

     

    На долю Северо-Заподного региона РФ приходится 48% всех российских нефтеналивных грузов. Это позволяет российским портам Балтийского и Баренцева морей сохранять лидерство в динамике роста грузооборота наливных грузов - 106,66 млн. тонн за 11 месяцев 2006 года, что на 9% выше соответствующего показателя 2005 года. Эта цифра сопоставима с показателем всего 2005 года - 106,71 млн. тонн. На Дальнем Востоке порты показали прирост грузооборота наливных грузов за 11 месяцев текущего года на 3,8% - более 14,23 млн. тонн. В прошлом году дальневосточные стивидорные компании обработали 14,954 млн. тонн наливных грузов. Порты южного региона по части наливных грузов показали самый небольшой прирост – всего 0,2% к соответствующему периоду прошлого года. Всего южные компании перевалили102, 66 млн. тонн налива.

     

    Сухогрузы

    Прирост объема перевалки сухих грузов по неполным данным 2006 года составил всего 0,4%. Как сообщает Минтранс, российские порты обеспечили за 11 месяцев 2006 года экспорт и импорт 159,7 млн. тонн сухих грузов. В 2005 году этот показатель возрос на 10% по сравнению с 2004 годом и составил 173,227 млн. тонн. Лидером по работе с сухими грузами так же остаются порты Северо-Запада, которые за 11 месяцев перевалили 67,8 млн. тонн, что на 3,4% больше соответствующего показателя 2005 года. Прирост по южному бассейну составил в отчетный период только 1,8% - обработано 43,2 млн. тонн сухогрузов, по Дальневосточному региону отмечен спад на 4,5% до 48,7 млн. тонн.

     

    Речным путем

    Предсказанного многими аналитиками падения грузоперевозок по внутренним водным путям России в 2006 году удалось избежать. Несмотря на остановку крупнейшего российского речного пароходства ОАО «Волготанкер», количество грузов  перевезенных за период летней судоходной навигации, оказалось сопоставимо с объемами прошлого года.  Минтранс приводит данные, согласно которым объем перевозок грузов по российским рекам за 2006 год составил около 133 млн. тонн. (100,1 % к уровню 2005 года). Грузооборот сократился по сравнению с прошлым годом на 14,6% и составил 73,5 млрд.  тонно-км. В том числе нефтеналивных грузов – 10,7 млн. тонн (снижение на  37,8 % к 2005 году), сухогрузов – 95,8 млн.тонн (прирост на 7,4 %), леса в плотах – 1,3 млн. тонн (падение на 31,5 %). По номенклатуре удельный вес грузов в традиционной базе речного транспорта в 2006  году выглядит следующим образом: строительные материалы - 67,2 %, нефть и нефтепродукты - 9,9 %, лесные грузы в плотах и на судах - 5,6 %, металлы - 2,0 %, зерно и продукты перемола - 2,2 %,  удобрения - 1,6 %.

     

    В  навигацию 2006  года  падение объемов перевозки грузов наблюдалось на двух крупнейших внутренних водных путях страны. По  Волго-Балтийскому  водному  пути было перевезено 15,1 млн. тонн,  что на 13,5% ниже уровня 2005 года. Перевозки   нефтепродуктов  здесь снизились в 2 раза и составили 2,7 млн. тонн (2005 год – 5,5 млн. тонн). Волго-Донской канал обеспечил в этом сезоне транспортировку 8 млн. тонн грузов,  что 9% меньше  уровня  2005  года. В том числе нефтепродукты  -  4,1  млн. тонн, что на 20% ниже, чем в 2005 году.

     

    В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, где перевозки речным транспортом имеют особое значение,  в навигацию 2006 года перевезено 13,7 млн. тонн различных грузов  (прирост 16 % по сравнению с 2005 годом), в том числе нефтеналивных грузов 2,4 млн.тонн (прирост 1,2 %), сухогрузов 10,8 млн.тонн (прирост 27,3 %), из них каменного угля 1,1 млн.тонн (прирост 11,9 %). Получили дальнейшее развитие перевозки грузов в Арктические районы, в том числе для обустройства нефтегазовых месторождений. 

     

    По закону

    Замедление темпов роста грузооборота портов страны, отчасти связано с отсутствием ряда основополагающих для отросли законов. Так закон «О портах», до сих пор не внесен в Государственную думу и не утвержден правительством РФ. Его отсутствие приводит к сложным юридическим и имущественным спорам, нередко преходящим в судебную плоскость. Особо остро вопрос с арендой государственного имущества – морских причалов – встал в порту Санкт-Петербург. Заключенными между стивидорными компаниями и ФГУП «Росморпорт» (распорядитель государственного имущества) договорами аренды заинтересовалась прокуратура Санкт-Петербурга, дела рассматриваются в суде. Этот вопрос был еще летом вынесен на заседание Морской коллегии при правительстве РФ, но Росимуществу, «Росморпорту» и стивидорным компаниям по-прежнему не удалось найти компромисса в сроках и форме заключения договоров аренды. Все это сдерживает инвестиционный процесс в портах и препятствует притоку капитала в морские проекты.

     

    В ожидании вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) Федеральная служба по тарифам (ФСТ) повышает ставки на перевозки грузов в направлении российских портов в 2007 году почти на 11%. На рассмотрении ФСТ находится новое положение о портовых сборах, которое может увеличить стоимость судозаходов в некоторые порты РФ.

     

    Очевидно, что российский портовый коллондайк иссяк. Теперь стивидорным компаниям предстоит выдержать серьезную конкурентную борьбы с портами соседних государств, которые намерены перетянуть на себя часть российских грузов. Не последнюю роль здесь сыграет качество оказываемых в портах услуг и скорость обработки грузов. Ведь грузовладелец, как известно, голосует за тот или иной порт - объемами.

     

    Надежда Малышева 

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен