• 19 декабря 2006

    Одинокий альянс


     

    Экспортный проект нефтяного терминала в бухте Вистино будет завершен к концу 2008 года. Заказчиком строительства выступает ООО «Северо-Западный Альянс» - компания, специально созданная под этот проект. Эта же компания выступает единственным инвестором будущей портовой зоны Горки-Вистино. Изначально к проекту готовы были подключиться нефтяная компания «ТНК-BP», ООО «Ойлтанкинг Вистино», ЗАО «Луга-Ойл», ООО «СГ-транс» и ООО «Балтийско-Кузбасский терминал». Со временем эти потенциальные инвесторы перестали играть активную роль в проекте, единственным претендентом остался ООО «Северо-Западный Альянс». Сегодня руководство компании объявило, что откроет терминал в 2009 году.

     

    Два года на строительство

     

    Строительство нефтяного терминала в бухте Вистино на юге Финского залива в Ленинградской области по соседству с портом Усть-Луга, начнется во второй половине 2007 года. Завершить все работы заказчик планирует к концу 2008 года. Председатель совета директоров ООО «Северо-Западный Альянс» Александр Дымов в ходе презентации «Вистино» сообщил, что проектная мощность терминала составит 10 млн. тонн нефтеналивных грузов в год. При необходимости, объем грузоперевалки может быть увеличен до 18 млн. тонн в год. При этом Дымов отметил, что акцент в большей степени будет сделан не на нефть, а на нефтепродукты. «У нас есть ряд договоренностей с нефтяными компаниями на загрузку нового терминала, в том числе и с «ТНК-ВР». Буквально на днях ТНК уже подтвердили свой интерес, поэтому думаю, мы не останемся не у дел», сказал он.

    В свою очередь генеральный директор ООО «Северо-Западный Альянс» Андрей Пчелкин сообщил, что компания уже провела ряд согласований с ОАО «РЖД», поэтому поставка нефтепродуктов на терминал будет осуществляться железнодорожным транспортом. «Мощности РМНК «Вистино» учтены в планах развития железнодорожной станции Лужская», отметил Пчелкин. В целом за счет средств инвестора от железнодорожной станции Лужская до терминальных мощностей предполагается построить подъездной путь протяженностью 14 км.

     

     

    Проект нефтяного терминала, полагают эксперты, может оказаться востребованным. Источник ИАА «ПортНьюс» в РПК Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» (аналогичный по мощности, но уже реализованный проект на севере Финского залива), оценивая возможности загрузки нового терминала, отметил, что экспортная труба АК «Транснефть» в направлении Северо-Запада России еще не загружена на 100%. «Поэтому экспорт нефти через Вистино сомнителен», считает он. «Что касается нефтепродуктов, то спрос на перевалочные мощности по темным сортам топлива - мазут и особенно газойль - велик. Газойль, например, из всех российских терминалов на Северо-Западе переваливает только РПК Высоцк. Так что дефицит портовых мощностей по нефтепродуктам небольшой есть. Он может быть компенсирован за счет проекта Вистино». Он также сообщил, что в частности, ТНК-ВР периодически экспортирует небольшие объемы своих нефтепродуктов через терминал в Высоцке. Однако Лукойл не может покрыть спрос ТНК-BP по экспорту.

     

    Инвестиции

     

    Объем предполагаемых инвестиций в проект составит около $400 млн. Для его реализации «Северо-Западный Альянс» намерен привлечь пул инвесторов из Европы и США. Компания, по словам Пчелкина, уже провела роуд-шоу проекта в Нью-Йорке и Вашингтоне, и в течение января – февраля 2007 года продолжит презентацию "Вистино" для привлечения соинвесторов. Срок реализации проекта составит около 2 лет, срок окупаемости – 7-8 лет. Источник ИАА «ПортНьюс» в РПК Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» пояснил, что строительство такого терминала, включая всю гидротехнику, должно занять как минимум 2,5-3 календарных года. «В данном случае на все про все отведено менее двух лет. Это невозможно, считает собеседник агентства. - Полагаю, сроки в ходе реализации проекта будут корректироваться».

    В рамках проекта инвестору придется построить железнодорожную эстакаду, выставочные железнодорожные пути - это небольшая припортовая станция. Помимо этого должны быть построены причалы, проведено дноуглубление. Объем работы большой. Уложиться в заявленные $400 млн. можно, если не применять современные экологические технологии. Если же построить самые современные экологические объекты, то проект подорожает примерно на $100 млн., считает собеседник агентства.

     

    Выгодная логистика

     

    По оценкам экспертов, местоположение терминала в Вистино с точки зрения логистики является самым оптимальным для дальнейшего портового строительства на Северо-Западе. «Старый порт Санкт-Петербург не может быть перспективным ни с экологической, ни с логистической стороны. Поэтому наш проект может быть востребован», - считает Дымов.

    Выгодное положение комплекса «Вистино» обусловлено прежде всего существующими естественными глубинами до 25 метров у берегов Финского залива, что позволит принимать танкеры дедвейтом свыше 100 тыс. тонн. При этом потребуется минимальный объем дноуглубительных работ без необходимости оборудования подходного канала. Кроме того, «портовый комплекс Вистино находится в зоне действия локальной системы безопасности мореплавания порта Усть-Луга, - пояснил корреспонденту ИАА ПортНьюс» директор по развитию Научно-производственного предприятия «Морское строительство и технологии» Сергей Семенов. - Эта система является составной частью Региональной системы безопасности мореплавания в восточной части Финского залива». К недостаткам зоны Вистино Семенов отнес большие затраты, связанные с созданием подъездного железнодорожного пути и неблагоприятные волновые условия.

     

    Решение инфраструктуры должно быть комплексным

     

    Существенным недостатком для вероятных инвесторов может стать принадлежность территории Министерству обороны РФ, полагают эксперты. Однако, по словам генерального директора ООО «Северо-Западный Альянс» Андрея Пчелкина, «на сегодняшний день все вопросы решаются в установленном законом порядке на основании временного положения».

     

    Нефтяной терминал «Вистино» «Северо-Западного Альянса» - коммерческий проект. Однако для развития портовой зоны Вистино-Горки требуется развитие инфраструктуры, по стоимости сопоставимое со строительством нескольких терминалов.

    Заместитель председателя Комитета экономического развития Ленинградской области Сергей Куклин пояснил корреспонденту ИАА «ПортНьюс», что точечное решение вопросов с каждым монополистом - энергетика, вода, железная дорога - трудноисполнимо. «Для успешного функционирования крупного логистического объекта должно быть комплексное решение, считает он. - Постановлением правительства Ленинградской области принято решение о проведении конкурса на формирование программы комплексного развития территории всего полуострова. Такой конкурс будет объявлен в течение месяца. Мы видим развитие территории как комплексное, но ни что не мешает отдельным проектам развиваться локально, если у инвесторов хватит сил и денег».

     

    Чаусова Лариса

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен