• 15 декабря 2006

    Вместо старых двух

    С начала будущего года на территории России вступает в действие новая форма единого административного документа (ЕАД): грузовая таможенная/транзитная декларация (ГТД/ТД). Она позволит использовать единый комплект бланков в отличие от применяемых сегодня отдельных бланков грузовой и транзитной декларации.

     

    ГТД/ТД: два в одном

    Действующая сейчас в России грузовая таможенная декларация является внутригосударственным документом и не соответствует международным стандартам. В странах Евросоюза и ЕАСТ при ввозе, вывозе и транзите товаров используется единый административный документ. На сегодняшний день в общеевропейскую систему транзита вовлечены 32 страны. С 1 января 2007 года новая форма ГТД/ТД будет применяться в России. Предполагается, что новый вид деклараций должен стать первым этапом в переходе к единой системе европейского стандарта оформления грузов.

    По мнению главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, введение новой декларации «повысит собираемость таможенных платежей, упростит таможенные процедуры, усложнит жизнь нарушителям таможенного законодательства, а также будет способствовать вступлению России в ВТО». К введению нового документа таможня шла с 1994 года, когда Россия и Европейский союз подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Соглашение в числе прочего предусматривало упрощение таможенных процедур. За это время, по оценке Бельянинова, была проделана огромная работа, в том числе по изменению нормативной базы. «В настоящее время еще остаются вопросы по началу использования новой декларации, но они вполне решаемы», - уверен глава ведомства.

    Возражений нет

    К числу таких «решаемых вопросов» относится адаптация новой системы. И таможенники, и участники ВЭД отмечают, что какое-то время, безусловно, потребуется на притирку. Однако, по прогнозам заместителя руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Северо-Западному федеральному округу Константина Шаршакова, сбоев в работе, а также простоев в связи с переобучением таможенников быть не должно. «Первые две-три недели после нового года традиционно наблюдается снижение темпов ВЭД, - рассказал Константин Шаршаков корреспонденту ИАА «ПортНьюс». – В этот период происходит некоторый провал: падает объем перевозок, почти в два раза снижаются финансовые показатели. Поэтому у таможни будет какое-то свободное время, чтобы устранить возможные неполадки».

    Тем не менее, для того чтобы с нового года не было сбоев в работе, таможня и участники ВЭД проходят переобучение. Главный научно-исследовательский центр ФТС (ГНИВЦ ФТС) в декабре опробует нововведения опытным путем. На официальном сайте ФТС размещена вся необходимая информация, которая может потребоваться участникам ВЭД. А на дополнительные вопросы таможня обещает ответить в рамках виртуального консультационного центра на том же сайте.

    Представитель компании таможенного брокера рассказал корреспонденту ИАА «ПортНьюс», что многое должно будет проясниться после проводимых семинаров. «Безусловно, у нас сейчас есть определенные вопросы, - сказал он. Но в целом я не вижу каких-то принципиальных новшеств, которые должны вызвать большие трудности». «Мы в некоторой степени заложники ситуации, - отметил собеседник агентства. – Брокеры не выбирают: переходить им на новую систему или нет. Поэтому для брокеров главное, чтобы был программный продукт, а бланки для работы мы уже закупили». Со своей стороны глава ФТС ранее отмечал, что проблемы с нехваткой бланков возникнуть не должно. «Изготовление бланков регламентируется жесткими контрактными обязательствами Гознака», - пояснял он.

    Транзитная привлекательность

    Несомненным преимуществом нового образца грузовой таможенной и транзитной деклараций должна стать возросшая привлекательность транзита. Таможенники отмечают, что большая часть товаров из стран Азии перевозится в Европу морским путем. Упрощение таможенного контроля должно привести к увеличению транзитного груза через Россию в десятки раз. По мнению первого заместителя начальника Сибирского таможенного управления (СТУ) по таможенному контролю Константина Винса, использование ГТД/ТД, кроме того, позволит точнее отслеживать грузы на территории России. «Если груз вышел из Китая в сторону Финляндии, мы сможем гораздо проще отследить, что он действительно доставлен в Финляндию, а не, например, в Рязань», - считает Винс.

    Со стороны перевозчиков привлекательность ГТД заключается в снижении документооборота. В АСМАПе отмечают, что в частности, перевозчикам не придется оформлять контроль доставки товаров и еще ряд других документов. «По всем параметрам на оформление документа на таможне закладывается двадцать пять минут, -рассказал Шаршаков. – Может быть, за счет введения единого документа, оформление грузов минут на пять сократится».

    Лариса Чаусова

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен