• 5 декабря 2006

    Тарифы идут в ВТО

    Новые ставки грузовых железнодорожных тарифов в направлении российских портов в 2007 году станут выше почти на 11%. Такое предложение вынесено на заседание правления Федеральной службы по тарифам (ФСТ), запланированное на 9 декабря. Еще через год ожидается почти 9%-ный рост тарифов, а к моменту вступления России в ВТО тарифы на перевозку грузов к российским портам и в направлении погранпереходов выровняются.

     

    На пороге ВТО

    Министерству экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) удалось достичь больших успехов в переговорах о членстве России во Всемирной торговой организации (ВТО) – двусторонние переговоры завершены в ноябре 2006 года. По мнению главы министерства Германа Грефа, в 2007 году России сможет вступить в организацию.

     

    Это обстоятельство не радует российские стивидорные компании, которые потеряют одно из самых серьезных своих преимуществ, перед зарубежными коллегами – сегодня ставки железнодорожных тарифов на перевозку грузов в направлении российских портов в среднем в 1,5-2 раза ниже, чем на транспортировку тех же грузов по железной дороге в направлении государственной границы РФ. Членство в ВТО подразумевает единые тарифы, то есть равные конкурентные условия. Герман Греф намерен выполнить все международные требования: «Мы постепенно будем выравнивать тарифы через сухопутные границы и порты. Таким образом, наши порты будут поставлены в общее конкурентное пространство». На многочисленные высказывания представителей российских портов о возможном снижении грузооборотов российских портов Греф отвечает призывом повышать качество стивидорных услуг и усовершенствовать грузовую логистику. «Отечественным портам можно сохранить экспортные потоки, ускорив погрузку, улучшив сервис, а, также, обеспечив себя долгосрочными контрактами», - считает Греф.

     

    Профильный для грузоперевозчиков министр – глава Минтранса Игорь Левитин так же поддерживает требование ВТО о необходимости выравнивания железнодорожных тарифов. Еще год назад, выступая перед представителями Еврокомиссии в Брюсселе, Левитин заявил: «Железнодорожникам не всегда выгодно возить грузы в порты, иногда им выгодно возить по суше. Государство сознательно дает преференции портам, поскольку после развала СССР они оказались в бедственном положении и сейчас им необходимо встать на ноги. Через несколько лет они смогут конкурировать на общих основаниях».

     

    В пользу РЖД

    Если целью Минэкономразвития является выполнение когда-то давно взятых на себя обязательств по введению России в ВТО, то железнодорожники преследуют вполне естественную для любого хозяйствующего субъекта цель – извлечение прибыли. Поэтому ОАО «РЖД» предстоящее выравнивание тарифов не может не радовать.

     

    Заседание правления ФСТ, намеченное на 9 декабря рассмотрит предложения по повышению тарифных ставок на перевозку грузов в направлении российских портов на 10,7-10,9% при сохранении действующих тарифов в направлении пограничных переходов. Об этом 5 декабря заявил журналистам  заместитель директора департамента МЭРТ по тарифному регулированию МЭРТ Евгений Михайлов. По его прогнозу, в 2008 году эти ставки могут возрасти еще на 8,5%. К 2009 году разница между тарифами на перевозку грузов в российские порты и в направлении границы может сократиться до 12%.

     

    С двух сторон

    Такое развитие событий позволит прибалтийским портам восстановить утраченный в последние пять лет поток российских грузов. «Мы очень приветствуем вступление в ВТО России и Беларуси. Тогда все железнодорожные тарифы станут единой системой», - говорит в интервью белорусской газете председатель правления вентспилского терминала «Калия Паркс» Николай Баштавой. А министр экономики Латвии Айгар Штокенбергтс во время своего недавнего визита в Москву специально поднимал проблему ж/д тарифов» «Любое экономическое сотрудничество, любая торговля основывается на равных правилах игры, условиях. Нельзя дискриминировать друг друга».

     

    В России больше всего озабочены предстоящими изменениями представители северных портов, однако публично высказывать свое мнение на этот счет рискуют не многие. На таможенном сайте ibk.ru размещен комментарий участника рынка стивидорных услуг одного из северных портов России. Он, в частности уверен, что выравнивание тарифов поставит крест на работе портов, которые находятся за Полярным кругом. «Мы, как северный порт, сразу же станем неконкурентоспособными по отношению к портам Финского залива, не говоря уж про Черноморские порты, - говорит он. - Для того, чтобы довезти до нас груз, надо прилично заплатить».

     

    Помимо роста ж/д тарифов на транспортировку грузов, стивидоров ждет еще и повышение ставок портовых сборов, которые не изменялись с 1995 года и привязаны на сегодняшний день к курсу доллара. Однако эти ставки уже сегодня выше, чем портовые сборы в некоторых портах Прибалтики. По расчетам руководителя ФГУП «Росморпорт» Юрия Парфенова, новые портовые сборы принесут государству 10 млрд. рублей в год, тогда как совокупный размер портовых сборов за 2005 год не превысил 7,8 млрд. рублей.

     

    В настоящее время проект постановления о введении новых ставок портовых сборов в российских портах  находится на рассмотрении в ФСТ, дата заседания правления Службы по этому вопросу не назначена.  Корреспонденту ИАА «ПортНьюс» представители ФСТ сообщили, что прогноз Парфенова о  вводе новых ставок с 1 января 2007 года маловероятен. А источник ИАА «ПортНьюс» в Минтрансе РФ пояснил, что для принятия документа требуется ввести новый порядок взимания портовых сборов. Сейчас Минтранс и ФСТ ведут совещания по этому вопросу.

     

     Надежда Малышева

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен