• 30 октября 2006

    Людмила Дымченко: “Очереди на таможне – это наша общая проблема”


    Бесперебойная работа пунктов пропуска через государственную границу – один из показателей эффективности работы таможенных управлений. О том, как ведется работа по оптимизации пропуска экспортных и импортных товаров через границу СЗФО корреспонденту ИАА “ПортНьюс” рассказывает начальник отдела организации пунктов пропуска службы организации таможенного контроля СЗТУ Людмила Дымченко.

     

    - Людмила Викторовна, сколько пунктов пропуска функционируют на Северо-Западе? В каком они состоянии?

     

    - В пределах Северо-Западного федерального округа проходят участки   государственной границы с Финляндией, Эстонией, Латвией, Норвегией, Литвой, Польшей и Белоруссией. На границе с этими странами, за исключением Белоруссии, а также в морских, речных, портах и аэропортах у нас имеется 101 пункт пропуска через государственную границу. Всего в структуру нашего таможенного управления входят 22 таможни, из них 15 пограничных и 2 – оперативные. Эти таможни объединяют 131 таможенный пост, которые расположены на территории, подведомственной СЗТУ. При этом у нас в СЗФО установлено 23 многосторонних автомобильных пункта пропуска (МАПП), однако из них сегодня функционирует только 20 МАПП.

     

    Все эти МАПП активно строились с начала 90-х  годов прошлого века. Естественно, что сейчас пункты пропуска требуют реконструкции. Это обусловлено, прежде всего, резким ростом объемов международных перевозок в последние годы. Поэтому сейчас требуется расширение пропускных пунктов, строительство дополнительных полос контроля, площадок стоянки транспортных средств, мест хранения, создание дополнительных рабочих мест. Кроме того, необходимо дооборудование пунктов современными техническими средствами контроля, в частности, инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК).

     

    Но в ряде случаев расширение МАПП невозможно. Например, пропускной пункт «Ивангород», окружен пограничной рекой, жилой застройкой и средневековой крепостью.  Поэтому необходимо строительство нового МАПП в другом месте и, соответственно, строительство нового моста через реку Нарва. Мы уже подписали межправительственное соглашение с Эстонией, чтобы реализовать это предложение.

     

    - Существует ли программа по открытию новых пунктов пропуска?

     

    - Установление и открытие пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации определяется Положением о пунктах пропуска через государственную границу России. Этот порядок утвержден постановлением правительства России от 19 января 1998. Кроме того, строительство, реконструкция и техническое оснащение пунктов пропуска предусмотрены Федеральной целевой программой «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)».

     

    Надо отметить, что за последние несколько лет на Северо-Западе было завершено строительство нескольких новых многосторонних автомобильных пунктов пропуска. В частности, на российско-финляндской границе были построены МАПП «Светогорск» (Ленинградская область) и «Сала» (Мурманская область). Совсем недавно, также на российско-финляндской границе, в республике Карелия открыт пункт пропуска «Суоперя». На российско-польской границе в Калининградской области мы ввели в эксплуатацию новый пункт «Багратионовск».

    Кроме того, проведена частичная реконструкция  двустороннего автомобильного пункта пропуска (ДАПП) «Борисоглебск» на российско-норвежской границе в Мурманской области. В ближайшее время завершаются строительство МАПП «Чернышевское» (российско-литовская граница). Начаты работы в целях строительства МАПП «Мамоново-2» (российско-польская граница) в Калининградской области.

     

    - Какие пункты пропуска и на каких границах наиболее загружены?

     

    - К числу наиболее загруженных пунктов пропуска  относятся МАПП «Торфяновка» и «Брусничное». Оба эти пункта пропуска находятся на границе с Финляндией. На российско-эстонской границе самый проблемный участок «Ивангород», а на российско-латвийской границе – «Бурачки».

    Одной из главных проблем в работе многих МАПП являются автомобильные очереди. Основные причины очередей заключаются в том, что пропускная способность МАПП не соответствует реальному количеству проходящих автомобилей. Кроме того, за последние годы значительно возрос объем международных перевозок. В настоящее время ежесуточно в двухстороннем сообщении через границу перемещается около 5 тысяч грузовых, более 16 тысяч легковых автомобилей и свыше 60 тысяч физических лиц. При этом только на Выборгское направление приходится почти 2,5 тысячи грузовиков, а количество оформляемых легковых автомобилей превышает 4 тысячи.

    Безусловно, таможенные органы в сложившихся условиях принимают меры, направленные на повышение пропускной способности автомобильных пунктов пропуска. Для этого, например, внедряются новые технические средства таможенного контроля. Реализуется решение об оснащении ряда пропускных пунктов инспекционно-досмотровыми комплексами. Оптимизируются структура и штатная численность пограничных таможенных постов. Проводится разъяснительная работа с перевозчиками.

     

    Однако только лишь этих мер для кардинального решения проблемы очередей недостаточно. Необходимо реконструировать автомобильные пункты пропуска таким образом, чтобы у каждого МАПП был  резерв технических возможностей для увеличения пропускной способности минимум  на  8-10 лет вперед.  Такая работа требует крупных капиталовложений, поскольку современный МАПП - вещь дорогостоящая. Например, стоимость строительства и оснащения небольшого МАПП «Суоперя» – его пропускная способность всего 150 автомашин в сутки - составляет на сегодняшний день примерно 268,5 млн.  рублей. 

     

    На работе пропускных пунктов не может не сказаться состояние и пропускная способность автомобильных дорог, которые не всегда обеспечивают необходимые условия для международных перевозок. В частности, состояние автодороги Выборг-Светогорск в период осенних дождей и зимнего гололеда повышают риск аварии. Поэтому часть грузоперевозчиков предпочитают следовать не через Светогорск, а через другие МАПП. А это, естественно, увеличивает нагрузку на них и влияет на очереди. Кроме того, дороги, прилегающие к МАПП, должны быть оборудованы накопителями для транспортных средств, стоянками с сервисными зонами.

     

    - Каким образом Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) может помочь урегулировать транспортные потоки?

     

    - Перевозчики, как правило, выбирают наиболее короткие маршруты следования к российской границе. Но когда в условиях переориентации грузопотоков такое решение принимает большое число владельцев транспортных средств, образуются очереди. Рост очередей на границе, который мы наблюдаем с августа 2006 года, во многом обусловлен изменением маршрутов следования в Россию части международных автоперевозчиков. В результате чего существенно увеличилась нагрузка на отдельные МАПП. При этом те пункты пропуска, которые находятся несколько в стороне от выбранных перевозчиками маршрутов, не испытывают подобных нагрузок. 

    Решая эти задачи, мы должны учитывать реалии, то есть пропускную способность МАПП. Думаю, здесь свою роль должна сыграть АСМАП. Ассоциации необходимо принять какие-то организационные меры для более равномерного распределения транспортных средств по различным МАПП. Это в значительной степени позволило бы снизить остроту проблемы очередей.  Пока же АСМАП заняла отстраненную позицию: решение проблемы очередей это дело таможенных органов. Подобное отношение вызывает недоумение, поскольку очереди это наша общая проблема и решать ее нужно также сообща.

     

    На работу пунктов пропуска влияет и выполнение перевозчиками требований нормативных актов, например Конвенций МДП, КДПГ и др.   Невыполнение таких  требований, представление в таможенные органы документов, оформленных с нарушениями, значительно увеличивает время пропуска транспортных средств и товаров. Продолжающиеся нарушения свидетельствуют о том, что роль АСМАП в повышении качества работы членов ассоциации явно недостаточна.

     

    - Затрагивает ли Концепция развития таможенных органов России контроль над контейнерными грузами?

     

    - В конце прошлого года, в декабре, правительство России одобрило Концепцию развития таможенных органов РФ. В рамках реализации Концепции предусмотрен контроль за контейнерными грузами с использованием ИДК. Как правило, ИДК размещаются в морских, автомобильных, воздушных и железнодорожных пунктах пропуска на основных транспортных магистралях с интенсивным товаропотоком. В настоящее время в СЗФО начинаются работы по строительству четырех ИДК. В частности,  мы планируем оснастить ИДК наиболее загруженные пункты пропуска через государственную границу. Это МАПП «Бурачки» Себежской таможни, МАПП «Брусничное» и МАПП «Торфяновка» Выборгской таможни, а также пункт пропуска «Убылинка» на Псковской таможне. В перспективе мы намерены увеличить количество ИДК. Еще три подобных комплекса должны появиться в порту Санкт-Петербург. Эта система позволит за минимальное время – всего за 3-5 минут - просматривать контейнеры рентгеновскими лучами без вскрытия и разгрузки.

     

    - Каковы итоги полугодия по СЗТУ?

     

    - За первое полугодие Северо-Западное таможенное управление перечислило более 287 миллиардов рублей в федеральный бюджет. Это почти вдвое больше, чем в 2005 году. Кроме того, мы на 105% перевыполнили контрольный показатель по взиманию таможенных платежей. В целом по стране в текущем году таможенные органы ежедневно перечисляют в бюджет страны более 10,8 млрд. рублей. Доля СЗТУ в общем объеме превышает 20%.

    К лидерам по таможням Северо-Запада следует отнести Выборгскую, Балтийскую и Санкт-Петербургскую таможни. На их долю приходится 233,5 млрд. рублей (85%) всех перечислений СЗТУ в федеральный бюджет.

    Что касается внешнеторгового оборота по СЗФО, то в первом полугодии он составил почти $40 млрд. Это на 36%  больше соответствующего периода 2005 года. Объем экспорта за шесть месяцев увеличился на 37% и составил $28 млрд. Как правило, это продукция топливно-энергетического комплекса, черные и цветные металлы. К лидирующей группе стран в экспортном направлении относятся Нидерланды, Финляндия, Германия и Швейцария.

     

    Объем импорта в 2006 году  также увеличился на 34%, то есть почти на 1 млн. тонн грузов до 8, 650 млн. тонн. В денежном эквиваленте это выражается в $12  млрд. В товарной структуре импорта превалируют в основном продовольственные товары и машиностроительная продукция. В этом направлении лидируют Германия, Китай, США и Финляндия.

     

    Причем увеличение экспорта и импорта не означает  простое увеличение количества поставок товарных партий. Это значит, что участники ВЭД все-таки переходят от теневого, серого оборота к достоверному декларированию. Особенно это касается бытовой техники, электроники, других наиболее платежеспособных товаров. Хотя в этом направлении не все еще вопросы решены.

     

    - Какими вы видите итоги 2006 года?

     

    - В этом году значительно увеличилось количество пересекающего границу автотранспорта. Также возрос объем грузов перевозимых морским и железнодорожным транспортом. И эта тенденция сохраняется. Количество транзитных товарных партий, оформленных пограничными таможнями СЗТУ, увеличилось на 20% и составило 455 тысяч. Возросло до 252 тысяч (на 12%) и количество транзитных грузов, доставленных в таможни СЗТУ. В таможенных органах СЗТУ в целом реализована система организации таможенного контроля. Она основывается на системе управления рисками, электронного декларирования, предварительного информирования, минимизации таможенных формальностей на границе, а также применения форм таможенного контроля после выпуска. Одним из важнейших показателей эффективности деятельности таможен СЗТУ мы считаем то, что, несмотря на постоянный рост количества оформляемых товарных партий, на проверку 97% грузовых таможенных деклараций затрачивается не более одного рабочего дня.

     

    - В чем заключается новая схема организации контроля товаров?

     

    -У нас действительно сейчас отрабатывается новая схема организации контроля товаров. Ее принципиальное новшество состоит в том, что вводится предварительное информирование. Это значит, что  непосредственно на линии контроля в пункте пропуска планируется оставить только две контролирующие службы: пограничную и таможенную. То есть для прохождения пункта пропуска требуется только одна остановка. Кроме того, мы сейчас вводим декларирование товаров внутри страны в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи. Все это тоже исключает личный контакт участников ВЭД с таможенниками.

    Однако для того, чтобы эта схема работала, необходимо создание Единой базы данных всех контролирующих органов, которые осуществляют государственный контроль лиц, грузов и транспортных средств, пересекающих государственную границу РФ.

     

    - В порту Санкт-Петербург работает предварительное информирование?

     

    - В Морском порту Санкт-Петербург на Балтийской таможне также успешно работает комплексное предварительное информирование. Таможенники имеют доступ к базам данных ряда организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Это позволяет заблаговременно получать данные о товарах, которые прибудут на судах в порт.

    Надо отметить, что количество товарных партий, оформленных в СЗТУ с применением технологии предварительного информирования, возросло в 3,5 раза по сравнению с прошлым годом. Электронное декларирование осуществляется за считанные минуты. Это исключает контакт участника ВЭД с таможенником и мешает возможности создания коррупционных связей. Электронное декларирование в СЗТУ применяется уже на 21 таможенном посту.

     

    Чаусова Лариса 

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен