Пугающая Сабетта
Проект строительства арктического порта Сабетта по-своему уникален. Поэтому участникам процесса приходится решать ряд нетривиальных задач, с которыми ранее не сталкивались проектировщики и строители других портов. «Роснефть», к примеру, уже назвала проект слишком сложным для того, чтобы в него инвестировать.
Кто не боится льдов
В конце августа 2013 года ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» получило положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы на проект строительства морского порта Сабетта на полуострове Ямал.
По данным проектного института, длина морского судоходного канала составит 48,93 км, ширина – 295 м, глубина 14,05 м. Объем дноуглубления по морскому каналу составляет 46,41 млн куб. м. В свою очередь, длина подходного канала составит 5,66 км, ширина – 495 м, глубина 14,05 м, объем дноуглубления – 16,69 млн куб. м.
Общая площадь территории порта составляет 59 га, длина причального фронта района строительных грузов – 1430 м, длина причального фронта для газовозов – 804 м.
Порт рассчитан на обслуживание газовозов длиной до 300 м и шириной до 50 м вместимостью грузовых танков до 170 тыс. куб. м. При этом выбор компании «Ямал СПГ» в пользу танкеров для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) подобной вместимости вызывает споры в экспертном сообществе. Так, как заявил в ходе форума RAO/CIS Offshore 2013 заместитель генерального директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Евгений Апполонов, подобные танкеры будут не слишком эффективны и у центра есть собственные предложения на этот счет.
Порт расположен в экстремальных климатических и инфраструктурных условиях. Поэтому прочность его причалов закладывается существенно более высокой, чем в других портах России, в том числе северных. Как рассказал в ходе форума RAO/CIS Offshore 2013 представитель ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» Владимир Мерзликин, внутренняя акватория порта будет искусственно ограждена для защиты от торосов, что приведет к ее изоляции. Из-за этого вода в такой изолированной акватории может промерзнуть до дна, что сделает невозможным судоходство. Поэтому предполагается обеспечить циркулирование теплой воды, подогреваемой специальной котельной и циркулирующей по акватории при помощи водонапорных станций. Благодаря этому температура воды может быть увеличена на 3-4 С. Подобная система не имеет аналогов, отметил Мерзликин.
Как сообщил в ходе Международной выставки «НЕВА-2013» заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, работы по строительству порта идут строго в соответствии с графиком. «Наша задача в начале 2017 года принять первый танкер» - сказал заместитель министра.
Дноуглубительные работы в порту ведет компания «Ян Де Нул» (Jan De Nul). Ее дноуглубительный флот приступил к работе 2 августа 2013 года. За короткий навигационный период в течение 10 недель компания намерена осуществить дноуглубление объемом в 10 млн куб. м. До 2017 года необходимо провести дноуглубительных работ в 70 млн куб. м. Более подробно о работе флота Jan De Nul смотрите на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
Помимо климата, особенность порта Сабетта состоит в его отдаленности от крупных населенных пунктов. Это вызывает сложности, которые обычно не возникают при строительстве других портов. Так, для смены экипажей дноуглубительных судов приходится организовывать морское и воздушное сообщение с крупными городами ЯНАО. Доставка продовольствия, топлива производится из портов Мурманска (почти 1500 км по прямой) и Салехарда (550 км по прямой). Бункеровка топливом также осуществляется из Мурманска. Неудивительно, что в рамках проекта предполагается и строительство грузопассажирского международного аэропорта, однако его ввод в эксплуатацию ожидается лишь в середине 2014 года.
Напомним, проект «Ямал СПГ» осуществляется консорциумом из компаний «НОВАТЭК», Total, недавно в проект вошла китайская CNPC. В то же время «Роснефть», которая в последнее время активно наращивает газовые активы, посчитала данный проект слишком сложным для того, чтобы в него инвестировать. «Зачем нам «Ямал СПГ»? В этом проекте много рисков, сложностей, которые требуют серьезных решений. У нас более интересный проект, тем более без серьезной доставки, которая проблемы создает. У нас - пожалуйста, открытое море, вози», - приводятся прессой слова вице-президента «Роснефти» Влады Русаковой. Отметим в этой связи, что нефтяная компания намерена построить собственный завод по сжижению газа на Сахалине, где в настоящее время уже действует первый в России завод СПГ с экспортным терминалом.
Более подробно о шельфовых арктических проектах в России читайте на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
Виталий Чернов.