• 29 августа 2006

    Лицензия за 2 недели

    Лицензию на отдельные виды деятельности на морском и речном транспорте со 2 сентября можно будет получить в упрощенном порядке. Новое постановление правительства РФ N490 стало недостающим подзаконным актом к поправкам в закон о лицензировании от 2005 года. Теперь соискатель лицензии вместо 60 дней ожидания ответа лицензирующего органа сможет получить лицензию в течение 45 дней обычным путем и за 15 дней по упрощенной системе.

     

    Недостающий акт
    Постановление правительства РФ N490 от 13 августа о лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте опубликовано в «Российской газете» 25 августа и вступает в силу со 2 сентября 2006 года (согласно информации на Интернет-портале «Российской газеты»). Новый документ регулирует порядок получения лицензий для перевозки пассажиров и грузов на морском и речном транспорте, а так же при осуществлении работ по перевалке опасных грузов в морских портах и на внутренних водных путях страны. Так же положение касается буксирных операций. Как пояснили корреспонденту ИАА «ПортНьюс» в юридическом отделе речной танкерной компании «Вижн Флот», это постановление позволяет применять на практике закон «О внесении изменений в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»», принятый 2 июля 2005 года. До этого упрощенного порядка получения лицензии не существовало.

    Преимущества упрощенного порядка получения лицензии существенны: срок оформления такого документа в три раза меньше, чем при получении лицензии в общем порядке. Кроме того, перечень запрашиваемых лицензируемым органом (Ространснадзором) документов значительно короче.

     

    Половинчатое решене
    Пока что порядок получения лицензии по упрощенной схеме действует лишь наполовину. Согласно постановлению, на упрощенный порядок могут претендовать только те компании, которые либо имеют международные сертификаты, соответствующие требованиям ISO 9001, либо заключили договор о страховании гражданской ответственности. Однако условия такого договора страхования пока не определены. Проект соответствующего правительственного постановления поручено подготовить министерству транспорта в течение двух месяцев.

    В департаменте государственной политики Минтранса «Портньюс» заверили, что при заключении договора страхования перечень необходимых документов не окажется сопоставим с пакетом документов, который требуется при запросе лицензии общим порядком. Как рассказали «ПортНьюсу» в Ространснадзоре, рекомендации лицензирующего органа Минтрансу по части заключения страховых договоров сводились к тому, что предел страховой ответственности не может превышать предел гражданской ответственности, указанный в Кодексе торгового мореплавания. Однако такая рекомендация касается только морских перевозчиков и буксирных компаний. В отношении речных перевозок и работы с опасными грузами Ространснадзор рекомендации не давал.

     

    Проверят не всех
    Новый порядок лицензирования не предусматривает проведения плановых и внеплановых проверок. Но сами проверки сохранятся в соответствии с федеральным законом N134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

    В Ространснадзоре уточнили, что при получении лицензии обычным путем могут проводиться плановые проверки (не чаще 1 раза в два года) и внеплановые по мере необходимости. Кроме того, в этом случае может проводиться предлицензионная проверка соискателя лицензии. «При рассмотрении заявок на лицензирование от речных компаний, мы, чаще всего, осуществляем проверку с выездом на место. На море дело обстоит хуже из-за отсутствия пока в нашей структуре территориальных подразделений в морских портах», - рассказал ИАА «ПортНьюс» заместитель начальника Управления надзора в сфере морского и речного транспорта Ространснадзора Николай Алексеев.

    При упрощенной системе выдачи лицензий проверок будет меньше. Предлицензионных и плановых проверок компании производиться не будет. «Только внеплановые проверки лицензиата, если что-то случится», - пояснил Алексеев.

     

    Без ажиотажа
    Всего в Ространснадзоре выдано около 900 действующих лицензий на море и около 2000 на внутреннем водном транспорте. Поскольку эти виды деятельности лицензировались всегда, и сроки действия отдельных лицензий продлевались при каждом внесении изменений в лицензионное законодательство, то и большого ажиотажа в оформлении новых лицензий Ространснадзор не прогнозирует. Ежегодно выдается порядка 300-400 новых документов, отказы составляют не более 5-8% от всего числа поданных заявок. «Пока что мы получили только одну заявку из Архангельска, которая будет рассматриваться в соответствии с новым постановлением», - добавил Алексеев.

    На упрощенный порядок лицензирования смогут претендовать в основном крупные компании. Именно они чаще всего имеют сертификаты ISO. Заместитель генерального директора стивидорной компании «ЭКО «Феникс Холдинг», специализирующейся на работе с нефтепродуктами в порту Санкт-Петербург, Алексей Белов сообщил «ПортНьюсу», что планирует переоформлять лицензии в упрощенном порядке. «У нас и еще, наверное, у трех стивидорных компаний петербургского порта есть сертификаты ISO. Поэтому новое постановление ускорит работу», - пояснил он. Другие участники рынка полагают, что отсутствие сертификата ISO не станет препятствие для переоформления лицензии в упрощенном порядке. «Наша предыдущая лицензия действует еще около года, так что мы дождемся разъяснений правительства по договорам страхования гражданской ответственности, и воспользуемся этой возможностью для получения лицензии по упрощенному пути», - сказал ИАА «ПортНьюс» руководитель одной из стивидорных компаний порта Санкт-Петербург.

Еще больше интересного отраслевого контента на наших страницах в соцсетях: в FaceBook, канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен