• 20 июля 2006

    Дальневосточные порты: сохранят постоянство?

    Порты Дальнего Востока совместными усилиями за минувшее полугодие перегрузили почти 30 млн. тонн. Традиционно дальневосточные порты в грузообороте страны занимают чуть менее 40%. Основной грузопоток в январе-июне 2006 года пришелся на четыре крупнейших дальневосточных порта: Восточный, Владивосток, Находка и Ванино. При этом, по сравнению с первым полугодием 2005 года, грузооборот портов Находка и Ванино за шесть месяцев вырос, а грузооборот портов Восточный и Владивосток, напротив, сократился.

     

    Восточный
    Крупнейший по грузообороту порт дальневосточного бассейна - порт Восточный. Самый глубоководный порт России на Дальнем Востоке расположен в Приморском крае на побережье Японского моря в 30 километрах от конечной точки Транссибирской магистрали - Находки. Навигация в порту длится круглый год. Порт принимает к обработке суда с осадкой до 15,5 метров, длиной до 280 метров и шириной до 40 метров. В первом полугодии по данным Восточного филиала ФГУП «Росморпорт» порт снизил собственные показатели аналогичного периода на 5,1% и грузооборот порта составил 9,877 млн. тонн. За отчетный период перевалка генеральных грузов составила 1 381,9 тыс. тонн (-17% по сравнению с январем-июнем 2005 года). В том числе контейнерооборот составил 1 243,3 тыс. тонн (-7,5%), перевалка металлолома составила 33,7 тыс. тонн (-39,9%), перевалка труб сократилась в 2,8 раза и составила 84,6 тыс. тонн. Перевалка машин и оборудования возросла в 1,8 раза и составила 1,4 тыс. тонн. За шесть месяцев лесные грузы составили 184,6 тыс. тонн (+14,4%), навалочные грузы - 8 300,7 тыс. тонн (-2,8%). В том числе перевалка каменного угля и кокса составила 7 785,8 тыс. тонн (+2,3%), калиевой соли - 484,8 тыс. тонн (-7,4%). Перевалка руды сократилась в 13,5 раз до 30,1 тыс. тонн. Перевалка насыпных грузов сократилась в 3,8 раз и составила 10,3 тыс. тонн.
    Основной грузопоток берут на себя две крупнейшие стивидорные компании порта ОАО «Восточный порт» и ООО «Восточная стивидорная компания» (ВСК). В первом полугодии ОАО «Восточный порт» переработал 7,709 млн. тонн грузов, что составляет 78% всего грузооборота порта. На долю ВСК в структуре грузооборота пришлось 10,4%. Оставшиеся 11,6% обработали в общей сложности еще шесть компаний порта.
    Снижение грузопотока в самом порту связывают со снижением транзитных грузопотоков, которые долгое время составляли 40% грузооборота контейнерных терминалов Восточного порта. По оценкам экспертов, в результате январского повышения ставок тарифов на транзитные грузы, от перевозок через Транссиб уже отказались LG и Samsung. По статистике ВСК, в феврале 2005 года через терминалы компании было перевалено 11 тысяч тонн грузов, за аналогичный период в текущем году грузооборот составил 800 тонн грузов. Транзитные контейнерные грузопотоки прежде из порта Восточный направлялись, например, в Финляндию, а теперь эти грузы следуют напрямую морем в порты Финляндии из-за высоких железнодорожных тарифов на Транссибе.

     

    Владивосток
    Порт Владивосток - один из крупнейших морских портов Дальнего Востока России. По данным Ассоциации Морских торговых портов (АСОП), грузооборот порта в первом полугодии 2006 года сократился на 26,7% до 5,82 млн. тонн. Крупнейшая стивидорная компания порта ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП) переработала 2,2 млн. тонн (38% от общего грузооборота). Оставшиеся 3,6 млн. тонн грузов (62%) поделили между собой еще 28 стивидорных компаний порта.
    За минувшие полгода ВМТП перегрузил 2,2 млн. тонн грузов. Согласно данным ВМТП, 1,248 млн. тонн грузов было отправлено на экспорт (в структуре компании экспортные грузы занимают 56,4%), импортные грузы составили 0,544 млн. тонн (доля импорта в структуре порта составила 24,6%) и 0,419 млн. тонн пришлось каботажные грузы (каботаж в структуре порта составил 19%). ВМТП специализируется на переработке насыпных, наливных, навалочных, лесных, а также генеральных грузов, включая контейнеры. Снижение грузооборота, по данным АСОП, произошло, в первую очередь за счет сокращения перевалки сухогрузов на 43,3% и сокращения наливных грузов на 22%.

     

    Находка
    Порт Находка, расположенный в северной части бухты Находка на обоих берегах имеет круглогодичную навигацию и связан с железнодорожной системой России и Западной Европой Транссибирской магистралью. По данным АСОП, в первом полугодии 2006 года грузооборот порта увеличился на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 8,218 млн. тонн. Всего за полгода перевалка сухогрузов в порту составила 5,286 млн. тонн (+13,5% по сравнению с январем-июнем 2005 года), наливных грузов - 2,931 млн. тонн (-13%).
    Основной грузооборот порту Находка традиционно обеспечивает ОАО «Находкинский морской торговый порт» (НМТП). За шесть месяцев НМТП переработал 4,266 млн. тонн, то есть чуть более половины грузооборота всего порта (51%). Еще десять стивидорных компаний порта совместными усилиями переработали оставшиеся 3,95 млн. тонн (49% всех прошедших через порт грузов).

     

    Ванино
    В настоящее время Ванинский транспортный узел является крупнейшим и единственным транспортным узлом Хабаровского края способным круглогодично перерабатывать до 15 млн. тонн экспортно-импортных и каботажных грузов в год. В минувшем полугодии порт, по данным АСОП, увеличил собственные прошлогодние показатели по грузообороту на 25,3% и переработал 6,11 млн. тонн грузов. В основном, это было достигнуто за счет увеличения перевалки наливных грузов на 73%. Традиционно высокие показатели по грузообороту обеспечиваются за счет работы крупнейших стивидорных компаний порта: ОАО «Ванинский морской торговый порт» (3,1 млн. тонн в 2006 году против 2,9 млн. тонн в 2005 году), ЗАО «Трансбункер» (1,4 млн. тонн в 2006 году против 0,78 млн. тонн в 2005 году) и ОАО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» (1,06 млн. тонн грузов в 2006 году против 0,65 млн. тонн в 2005 году).

     

    ***
    Согласно прогнозам Ассоциации морских торговых портов на 2006 год, грузооборот российского портового комплекса в текущем году увеличится на 8% и составит 439,5 млн. тонн. При этом грузооборот Дальневосточных портов прогнозируется на прежнем уровне.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен