• 29 мая 2012

    «Зеленых» шум


    В последнее время в  России все чаще стали проходить массовые экологические акции протеста против функционирования тех или иных морских терминалов. Явно обозначилась дилемма между необходимостью развития стивидорных мощностей - с одной стороны, и спокойствием жителей – с другой.

    Совокупный грузооборот портов России уже превысил показатель советских времен. В то же время, сохраняется дефицит мощностей по определенным видам грузов, многие из которых, например, уголь, минеральные удобрения, нефтепродукты, сложно назвать экологически чистыми. А так как подавляющее большинство портов страны расположено в пределах городов, то противоречие между интересами местных жителей и бизнеса естественным образом нарастает. Тому можно привести несколько примеров.

    Так, юг России, традиционно считающийся курортным регионом, весьма болезненно реагирует на увеличивающиеся грузопотоки в портах. Экологические скандалы здесь происходят все чаще – это ситуация вокруг «Туапсинского балкерного терминала», через который «Еврохим» осуществляет перевалку минеральных удобрений, нефтеналивных терминалов в Ейске, использования Анапы в качестве грузового порта...

    В Балтийском бассейне – в Санкт-Петербурге, проект строительства аванпорта в районе Ломоносова не прошел общественные слушания по причине того, что местные жители опасаются ликвидации рекреационной зоны в результате создания портового комплекса.

    В Дальневосточном бассейне получил огласку инцидент, связанный с загрязнением акватории порта Находка угольной пылью.  

    Социальное напряжение нарастает и в других городах, где развиваются стивидорные мощности.

    Даже если учесть, что экологические страсти вокруг портов, по нашему мнению, зачастую специально раздуваются различными заинтересованными лицами и организациями, то все же достаточно четко прослеживается противоречие между необходимостью развития портов России, переориентации российских внешнеторговых грузов из портов сопредельных государств в отечественные, и развитием самих портовых городов.

    Бегство из каменных джунглей


    Учитывая вышесказанное, строительство новых портов становится целесообразным вне пределов крупных населенных пунктов. Пионером здесь стал порт Усть-Луга, расположенный вдали от мегаполиса. Это позволило избежать социального напряжения, а также предоставило инвесторам достаточно свободного пространства как для стивидорной, так и для логистической и даже индустриальной деятельности.

    По тому же пути пошли авторы проекта строительства нового портового комплекса в Тамани, который также будет возводиться в «чистом поле».

    Подобные Усть-Луге и Тамани проекты не только целесообразны сами по себе, но и позволяют частично разгрузить «старые» порты, расположенные вокруг. Так, Усть-Луга «перетягивает» на себя часть объемов из Большого порта Санкт-Петербург и порта Приморск, Тамань поможет несколько разгрузить малые устьевые порты Южного бассейна. Аванпорт Бронка, который будет расположен в границах Большого порта Санкт-Петербург, но на периферии мегаполиса, позволит одновременно увеличить грузооборот порта и снизить ифраструктурную  нагрузку на  город.

    Впрочем, новые проекты сами постепенно обрастают жилыми и рекреационными зонами, как это уже происходит с Усть-Лугой, так что в долгосрочной перспективе ситуация противоречия между портом и городом может повториться и на новых местах.

    Что же касается действующих портов, то, в зависимости от конкретной ситуации, имеется несколько вариантов их дальнейшего развития. В Санкт-Петербурге – это строительство аванпортов, вынесенных на периферию мегаполиса, в некоторых городах – вообще перенос стивидорной деятельности за их пределы. В частности, обсуждается вопрос о возможности выноса мощностей из Астрахани и даже Калининграда, а в Мурманске –строительства новых морских терминалов за счет новых малозаселенных территорий (в рамках проекта Мурманского транспортного узла).

    Другая проблема состоит в излишней централизации бюджетных и бизнес-отношений, из-за чего значительная часть доходов от деятельности портов уходит в федеральный центр, а регионам, сталкивающимся с соответствующей инфраструктурной и экологической нагрузкой, достается лишь их малая часть. Что, разумеется, не способствует мирному сосуществованию портов и городов.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен