Гендиректор Балтийского БАСУ Дмитрий Смирнов: «От реформирования выиграет вся система Госморспасслужбы»
- Дмитрий Сергеевич, в рамках реформирования Госморспасслужбы России произойдет слияние Госморспасслужбы и «Балтийского бассейнового аварийно-спасательного управления» (БАСУ), при этом Балтийское БАСУ станет филиалом Госморспасслужбы России. Какие вы видите в этом плюсы и минусы? Как повлияет это на вашу деятельность?
- Как вы знаете, сейчас Минтранс и Росморречфлот активно и последовательно ведут реформирование системы Государственной морской спасательной службы (Госморспасслужба). На сегодняшний день у нас закончился первый этап реформирования. На первом этапе мы объединились в одно Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) под эгидой «Балтийского БАСУ», к которому присоединились все БАСУ и управления аварийно-спасательных и подводно-технических работ (АСПТР) находящиеся во всех бассейнах Российской Федерации. Первым присоединилось Сахалинское БАСУ, вторым Дальневосточное (теперь это Приморский филиал), следующим было присоединено Каспийское управление АСПТР (теперь это Северо-Каспийский филиал), после этого было присоединено Мурманское БАСУ(Северный филиал) и последним присоединилось Новороссийское управление АСПТР (теперь Азово-Черноморский филиал). После этого мы стали единым ФГУП. Сотрудниками головной организации и всех филиалов была проделана огромная работа по передаче имущества, по работе с территориальными управлениями Росимущества, были оформлены все приемо-передаточные акты. Это очень большая работа, на которую ушел почти год.
На втором этапе постановлением правительства должна измениться форма собственности, т.е. из ФГУП мы станем Федеральным бюджетным учреждением (ФБУ). На третьем этапе мы объединимся с Госморспасслужбой и, в результате, будет ФБУ Госморспасслужба с филиалами во всех бассейнах РФ.
Прежде всего, от реформирования выиграет вся система Госморспасслужбы, так как это повысит исполнение международных обязательств Российской Федерации по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море и по оказанию помощи аварийным судам, а также по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Среди основных задач реформирования – организация единой системы управления, оптимизация финансовой модели за счет сокращения персонала, сбалансированного бюджетно-коммерческого финансирования, а также будет создана эффективная система контроля над ведением хозяйственной деятельности на местах.
Также мы рассчитываем на увеличение финансирования. Уже сейчас, в соответствии с Федеральной целевой программой, проводимой Минтрансом России по строительству нового флота для системы Госморспасслужбы, предусмотрено более 17 млрд руб. на период до 2015 года на строительство флота. Балтийское БАСУ уже получило 2 новых судна в 2011 году – это рейдовый водолазный катер «Водолаз Литвин» и бонопостановщик «Геннадий Кожухов». Также в прошлом году мы получили и сейчас оформляем документы на судно-бонопостановщик «Евгений Морозов». Помимо этого, на сегодняшний день Госморспасслужбой уже принято решение о том, что первое головное многофункциональное аварийно-спасательное судно мощностью 4 МВт «Спасатель Карев», построенное на Невском судостроительно-судоремонтном заводе, пойдет в адрес Балтийского БАСУ. Это судно будет работать в нашем регионе.
- После реорганизации текущие договоры на несение аварийно-спасательной готовности для коммерческих компаний будут пересмотрены? Можно ли ожидать, что стоимость услуг Балтийского БАСУ по коммерческим контрактам снизится/возрастет?
- Никаким образом реорганизация не повлияет на текущие договоры. Считаю, что неправильно будет все унифицировать. В каждом регионе своя специфика, своя цена на топливо и форма оплаты. Например, в Мурманске цена формируется с учетом «северного коэффициента», начисляемого на зарплаты сотрудников, большого объема использования дорогого зимнего топлива. В то же время, на юге и топливо дешевле и зарплаты у людей не «северные», соответственно и цены по договорам на несение аварийно-спасательной готовности ниже. Так что, в части договоров все останется как есть.
- Как вы оцениваете готовность Балтийского БАСУ к аварийно-спасательным работам в Северо-Западном регионе? Перечислите, пожалуйста, какими средствами обладает предприятие, есть ли у вас планы по приобретению авиатехники?
- В составе флота Балтийского БАСУ есть многофункциональное спасательное судно «Ясный» неограниченного района плавания с ледовым классом, которое несет аварийно-спасательную готовность (АСГ) круглогодично. Также имеются спасательный буксир «Топаз» (проект 1454), который тоже несет АСГ круглогодично, морской буксир «Выборг», рейдовый буксир «Портовый», 3 катера-бонопостановщика типа «Хардинг». Как я уже говорил, в составе нашего флота есть и новые суда, полученные от Госморспасслужбы – это бонопостановщики «Евгений Морозов» и «Геннадий Кожухов», а также рейдовый водолазный катер «Водолаз Литвин». Помимо этого, мы оперируем 3 водолазными судами, и 2 нефтемусоросборщиками (НМС) для сбора наплывного мусора и нефтепродуктов с акватории порта. И, как я говорил, в конце года мы планируем получить аварийно-спасательное судно мощностью 4 МВт «Спасатель Карев». Таким образом, у нас будет три судна неограниченного района плавания с ледовым классом. Также для обеспечения ЛАРН (ликвидация аварийных разливов нефти) готовности у нас имеется специальное оборудование для сбора нефтепродуктов с акватории – боны и скимеры.
Касательно взаимодействия с авиацией, на прошедшем совещании в МЧС было принято решение оборудовать спасательные вертолеты МЧС, которые должны быть задействованы в аварийно-спасательных операциях, радиостанцией морского диапазона. Дело в том, что последние совместные с МЧС учения выявили отсутствие связи между авиацией и флотом, так как они работают на разных частотах. В связи с этим было принято решение, что на вертолеты будут ставить морские радиостанции для того, чтобы летчики могли поддерживать связь со спасателями. Что касается наличия у морских спасателей своей авиатехники, хочется на это только надеяться. Думаю, что в будущем это будет возможно. Во всяком случае, на судне мощностью 4 МВт, которое мы ожидаем, конструктивно предусмотрена вертолетная площадка.
- В зимнюю навигацию 2011 - 2012 года на ледоколах ФГУП «Росморпорт» – «Москва» и «Санкт-Петербург», оборудованных для проведения ЛАРН в ледовых условиях, в составе экипажей были специалисты Балтийского БАСУ. Расскажите, пожалуйста, об итогах этой работы. Были ли случаи аварийных разливов нефти, участвовали ли ваши специалисты в ликвидации?
- В прошедшую зимнюю навигацию разливов не было. Мы отработали государственную задачу, которая была поставлена нам и ФГУП «Росморпорт» по размещению наших специалистов на борту ледоколов. Специалисты были постоянно на ледоколах «Москва» и «Санкт-Петербург», на которых располагалось оборудование для проведения ЛАРН в ледовых условиях, заложенное еще проектом. Мы отработали и проверили готовность этого оборудования к использованию, все находится в готовности и приспособлено для работы.
- Насколько часто проводятся Балтийским БАСУ учения по ЛАРН?
- Учения проводятся по мере того, как это необходимо нашим заказчикам, которые согласно плану ЛАРН регулярно должны проводить учения. Мы, естественно, участвуем во всех учениях, которые проводят наши заказчики. Помимо этого, раз в год мы участвуем в международных учениях. Так, в мае прошлого года мы участвовали в международных учениях по поиску и спасению в Дании. В августе 2011 года участвовали в учениях по ЛАРН тоже в Дании. В этом году учения по поиску и спасению также прошли в Дании, а учения по ЛАРН пройдут в конце августа в Хельсинки (Финляндия). Мы планируем направить туда наше судно и наших представителей.
- Какой вы видите Госморспасслужбу в Арктике и на Северном морском пути (СМП)?
- На сегодняшний день в Арктике - в Тикси и Хатанге - готовится к открытию сезонный морской координационно-спасательный центр (МСКЦ).
Минтранс России уделяет особое внимание организации поиску и спасению в Арктике и на трассах СМП. На сегодняшний день Госморспасслужбой планируется усилить восточный сектор Арктики дополнительными спасательными подразделениями. В сентябре прошлого года под контролем Совета безопасности Российской Федерации в море Лаптевых проходили учения по оказанию помощи терпящим бедствие судам и обеспечению ЛАРН готовности. К участию в данных учениях были привлечены сотрудники различных БАСУ, в том числе Мурманского, Сахалинского и Балтийского. Помимо этого, в Мурманском БАСУ (теперь уже в Северном филиале нашего Балтийского БАСУ) заключены договоры с ФГУП «Атомфлот» о размещении на арктических ледоколах аварийно-спасательных партий.
- Где и как часто проходят ваши специалисты обучение/переподготовку?
- Обучение и переподготовку наши специалисты проходят на базе Морского учебно-тренажерного центра Государственной морской академии (ГМА) им. адм. С.О. Макарова. Там очень хорошая база, у нас давние партнерские отношения. Вообще, центров по подготовке спасателей довольно много, они есть и на базе структур Министерства транспорта, и на базе структур МЧС.
- Как можно стать морским спасателем, где пройти обучение, специальную подготовку?
- Можно прийти на службу к нам, мы, в свою очередь, направим на обучение в ГМА им. адм. С.О. Макарова и с большим удовольствием примем потом к себе в штат подготовленного спасателя. При этом достаточно иметь специальное среднее образование.
- Оцените, пожалуйста, уровень подготовки молодых специалистов, поступающих на работу в Балтийское БАСУ.
- Уровень поступающих на работу ребят, которые прошли курсы спасателей, оцениваю как очень неплохой. На сегодняшний день все задачи по несению аварийно-спасательной готовности наше предприятие выполняет в полном объеме.
- Насколько, по вашему мнению, высок престиж профессии – морской спасатель?
- Престиж профессии, конечно, был немного утрачен в годы, когда вообще профессию моряка подзабыли в нашей стране. Но сегодня профессия моряка возрождается, строится новый флот. Соответственно и профессия морского спасателя должна стать очень престижной, как была раньше, и я на это надеюсь.
Беседовала Маргарита Бабкова.