• 19 мая 2006

    МАРПОЛ создала дефицит на бункерном рынке

    Конвенция МАРПОЛ с сегодняшнего дня ввела новые требования к бункеровке судов в Балтийском море. Теперь бункерный мазут не может содержать более 1,5% серы. Дефицит такого топлива и высокий спрос на него со стороны судовладельцев оправдал худшие ожидания: разница цен на стандартный и низкосернистый мазут составила $30 на тонну.

     

    С 19 мая 2006 года вступило в действие Приложение к конвенции МАРПОЛ, ограничивающее содержание серы в топливе для бункеровки судов в зоне Балтийского моря. Приложение N6 к Международной конвенции МАРПОЛ требует применение только низкосернистого топлива, содержание серы в котором не превышает 1,5% для бункеровки судов в особых зонах (зоны контроля за выбросом соединений серы с судов - зоны SECA). Приложение вступило в действие с 19 мая 2005г., но до настоящего момента носило рекомендательный характер. С 19 мая 2006 года снижение допустимого уровня содержания серы в судовом мазуте стало обязательным условием для работы в Балтийском море; а с 19 мая 2007г. зона SECA будет введена в Северном море и проливе Ла-Манш. При этом Россия в настоящее время не входит в число стран, ратифицировавших МАРПОЛ.

     

    Ограниченный ресурс
    Традиционно, в российских портах Финского залива бункерные компании продают малосернистый мазут с содержанием серы от 1,7% до 2,7%. Мазут с меньшим содержанием серы поставлялся на региональных рынок в ограниченном количестве. Причина в том, что на территории РФ только два крупных НПЗ из 7 заводов, производящих такой мазут, обеспечивают поставки нефтепродуктов бункерным компаниям. Это «ЛУКОЙЛовский» НПЗ «Ухтанефтепереработка» и завод компании «Сибнефть» в Омске. Объем производства низкосернистого мазута этими предприятиями в прошлом году составил 3,14 млн. тонн. При этом, отмечает менеджер по продажам бункерного топлива компании «ЛУКОЙЛ-Нева» Вероника Карпухина, только ухтинский завод имеет топливо, сертифицированное для использования морскими судами. Мазут с Омского НПЗ, по ее словам, продается как котельное топливо и имеет некоторые отклонения от стандартов мазута, пригодного для бункеровки. Кроме того, удаленность Омского НПЗ от Санкт-Петербурга приводит к увеличению цены мазута за счет большой транспортной составляющей. Поэтому, основной объем поставок низкосернистого топлива в Санкт-Петербург производится из Ухты. Остальные производители низкосернистого мазута - Ярославский НПЗ им. Менделеева и 4 завода в южном регионе (Волгоград, Туапсе, Краснодар и Афипск) - либо поставляют весь объем топлива на экспорт, либо продают его сталелитейным предприятиям.

     

    Меньше серы - дороже
    Малосернистый мазут компании-бункеровщики могут превратить в низкосернистое топливо путем блендирования (смешивания) со светлым топливом (газойлем), содержание серы в котором мало. Однако, помимо затрат на сам блендер и на проведения операции блендирования, стоимость мазута увеличивают затраты на более дорогое светлое топливо. По расчетам Карпухиной, при цене за тонну мазута $310 и стоимости одной тонны газойля $560 в процессе блендирования можно получить бункерное топливо, цена которого будет выше цены стандартного продукта на $33-110 на тонну в зависимости от процента содержания серы в исходном продукте. Не исключено, считают эксперты отрасли, что при устойчивой разнице на стандартный и низкосернистый мазут от $30 за тонну, нефтеперерабатывающие заводы приступят к блендированию в производственных масштабах. Пока такие факты неизвестны.

    Поскольку конвенция МАРПОЛ распространяется на зону SECA, ограниченную пока только Балтикой, то судовладельцы имеют возможность приобретать небольшое количество дорогого низкосернистого бункера, достаточное для плавания в Балтийском море. При выходе из зоны SECA, капитан судна может перевести двигатели на стандартный продут. Однако в этом случае судно должно иметь отдельный топливный танк под низкосернистый мазут. Объем такого резервуара должен составлять не менее 70-100 тонн, поскольку именно такое количество бункерного топлива необходимо для прохождения ограниченного конвенцией района плавания.

     

    Обсчитались
    Исходя из вышеизложенного, продавцы бункерного топлива еще в конце апреля 2006 года полагали, что спрос на низкосернистый мазут будет невысок. Рынок Санкт-Петербурга по таким нефтепродуктам компанией «ЛУКОЙЛ-Нева» оценивался в пределе 30% от объема рынка стандартного мазута, рынки портов Приморск, Высоцк и Калининград - 100%. Однако первая половина мая показала, что спрос на низкосернистый мазут в порту Санкт-Петербург значительно превысил все ожидания и достиг 85% от общего спроса на судовой мазут. Отвечая на высокий спрос, цены на низкосернистое топливо в петербургском порту стали расти высокими темпами. С 1 по 16 мая разница цен на стандартный и низкосернистый мазут возрос с $10 до $30 за тонну. «И это еще не предел», - считает Карпухина. Зарубежные аналитики при этом прогнозируют рост дифференциала до конца 2006 года до $70 на тонну.

    Бункерные компании Санкт-Петербурга тем временем готовятся к предстоящим переменам. Как сообщила ИАА «ПортНьюс» трейдер ГК «Трансбункер» Елена Нагога, на терминале компании, расположенном в Санкт-Петербурге, под низкосернистое топливо уже выделено два отдельных резервуара.

    Как поведет себя рынок станет понятно через несколько месяцев. Принятое руководством НК «ЛУКОЙЛ» решение с 2006 года весь объем произведенного на ухтинском НПЗ мазута направлять на внутренний рынок, позволяет предположить, что большого дефицита удастся избежать. При сохранении производства мазута на НПЗ на уровне 2005 года (972 тыс. тонн), и при условии поступления всего объема в порт Санкт-Петербург, региональный рынок флотского мазута будет покрыт примерно на 80%. Кроме того, полагает ведущий трейдер Bergen Bunkers Алексей Калиниченко, кроме 28 крупных НПЗ, 7 из которых производят требуемый продукт, в России существует около 40 мелких нефтеперерабатывающих предприятий. Именно они могут снизить дефицит, считает Калиниченко: «Рынок вскоре почувствует активность мелких НПЗ».

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен