«Пелла» делает шаг в сторону Европы
В Роттердаме на текущей неделе проходит международная выставка малотоннажного судостроения Tug & Salvage Convention and Exhibition. Единственным российским представителем на этой экспозиции стал судостроительный завод «Пелла». Сегодня о своих планах корреспонденту ИАА «ПортНьюс» рассказывает генеральный директор ОАО «Пелла» Герберт Робертович Цатуров.
- Ваше предприятие стало первым российским судостроительным заводом, который приглашен в качестве участника на международную выставку малотоннажного судостроения Tug & Salvage Convention and Exhibition в Роттердам. Что Вы ждете от этой выставки?
- Действительно, это первый случай, когда российская фирма признана равноправным участником некой клубной тусовки - объединения мировых компаний, специализирующихся на строительстве судов портового класса. Для того чтобы оценить категорию и уровень этой выставки, я хочу сказать, что на ней представлены такие мировые производители оборудования для судостроения, как «Ролс-Ройс», «Каттерпиллар», судостроительные верфи практически всех стран мира: Китая, Индии, Турции, Голландии, Германии, Англии, Испании, Северной Америки. И среди этих компаний единственный российский производитель — завод «Пелла». Нас туда пригласили не в качестве гостя, а в качестве полноправного участника экспозиции.
Такого не было раньше. Я считаю, что это знаковое событие не только для «Пеллы», небольшой российской верфи, которая самостоятельно вышла на этот уровень, это знаковое событие для всей российской судостроительной отрасли.
Выставка открылась 24-го и продлится до конца недели. Мы демонстрируем на выставке свои буксиры трех типов и лоцманские катера. Этот шаг в сторону Европы и мирового рынка не просто декларация, а уже реальные действия.
- На каких заказчиков Вы больше всего рассчитываете, какие страны Вам интересны?
- Любые. Вся карта мира. Мы сейчас ведем обширную переписку по поводу поставки нашей продукции с Арабскими Эмиратами, с Египтом, с норвежскими фирмами. Недавно с немцами встречались, по этому поводу, ведем переписку с поляками, голландцами, датчанами. Нами ведутся переговоры по освоению проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2» на Дальнем Востоке с международными буксирными операторами, которые имеют подряд на обеспечение шельфовой нефтедобычи. Для этих работ нужны мощные буксиры ледового класса.
- Есть такое мнение, что наши судостроители проигрывают зарубежным во многом из-за высокой цены и длительных сроков строительства.
- На нашей верфи эти проблемы решены. Сегодня работа организована по тем стандартам качества, по которым работают все мировые производители буксиров. Мы выпускаем буксиры последнего поколения с азимутальным принципом движения, с полно-поворотными колонками, что является наиболее оптимальным решением для обеспечения сочетания максимальной маневренности и тяги судна по сравнению с традиционными подходами. К тому же мы используем продукцию зарубежных компаний для оснащения судов — двигатели, насосы, электронику. С точки зрения ценовых параметров, мы - абсолютно конкурентоспособны, потому что оптимизировали свои накладные расходы. Это позволяет предлагать цены ниже, чем у западных производителей. С точки зрения сроков, мы вполне укладываемся в те регламенты, по которым сегодня работают во всем мире. Это максимум 12 месяцев от подписания контракта до сдачи судна. Зачастую эти сроки сокращаются до 9-10 месяцев, что позволяет создать соответствующий задел.
Кроме того, мы используем разные схемы финансирования: как прямое финансирование от заказчика, так и финансирование от наших банков-партнеров под гарантии заказчика. У нас работают также лизинговые схемы. То есть, весь инструментарий, который сегодня в мире работает в этой области, нами освоен. У нас есть полное понимание, как организовать оптимальную схему для того, чтобы контракт был приемлем и для заказчика, и для завода-строителя, и для банковских институтов, которые обеспечивают финансовое обслуживание сделок.
- Есть ли у Вас опыт сотрудничества с зарубежными компаниями?
- В этом году мы построим и сдадим два головных буксира проект 90608 для итальянского заказчика. Не исключаю, что нами будет расширен этот контракт до строительства целой серии судов этого проекта.
- Какие еще заказчики у вас есть в этом году?
- Мы сейчас оформляем договорные отношения с ОАО «Компания Усть-Луга», буксиры уже строятся. Суда согласованы по техническим характеристикам — это хорошие буксиры четвертого ледового класса, обеспечивающие 30-35 тонн тяги. В этом году до начала зимней навигации мы планируем поставить их заказчику.
Еще один контракт у нас подписан с буксирным оператором, работающим в порту Санкт-Петербург. Срок сдачи буксира для этого заказчика — так же конец 2006 года.
Кроме названных строится еще одно судно для компании «Роснефть». В программе текущего года предполагается сдача 6 судов.
- Каким Вы видите портфель заказов предприятия на следующий год?
- Мы сейчас очень активно этим занимаемся. Выставка, надеюсь, принесет нам, в том числе, и новые контракты. В первом полугодии текущего года мы планируем завершить формирование портфеля заказов на 2007 год. Я думаю, что он будет состоять из 8 буксиров различных классов. Переговоры по этим заказам сейчас ведутся как с российскими компаниями, так и с зарубежными заказчиками.
- Какова полная загрузка Вашего завода?
- Потенциал «Пеллы» с учетом реконструкции может обеспечить строительство около 20 судов в год.
- Когда Вы намерены приступить к выполнению программы реконструкции завода?
- Этой работой мы занимаемся постоянно, а темпы реконструкции имеют прямую зависимость от наполняемости портфеля заказов.
- Планируете ли Вы строить другие суда портового класса — например, суда-бункеровщики, нефтемусоросборщики, лоцманские катера?
- Да. И реконструкция завода позволит строить такие суда.
- Каковы финансовые итоги работы «Пеллы» за 2005 год?
- Положительные.