• 22 февраля 2006

    Холодная зима создала дефицит

    Нынешняя зима в России вместе с аномальными холодами создала дефицит темных нефтепродуктов. Рост производства мазута российскими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) оказался незначительным и не смог покрыть стремительно растущий спрос. Эта ситуация привела к значительному росту внутренних цен на мазут в первые недели 2006 года.

     

    Рост производства…
    Объем производства мазута в России за январь 2006 года составил 5,3 млн. тонн. Этот показатель на 6% превышает объем выпуска мазута российскими НПЗ в январе прошлого года и на 2,6% выше уровня декабря 2005 года. Такие сведения приводит Росстат. В целом, за первый месяц 2006 года при объеме добычи нефти почти 40 млн. тонн первичная переработка сырья составила 18,2 млн. тонн. В том числе производство дизельного топлива — 5,3 млн. тонн, что на 3,5% выше показателя января 2005 года и 2,6% ниже уровня производства в декабре 2005 года. Отчет Росстата за 2005 год показывает, что производство российского мазута в прошлом году достигло 56,7 млн. тонн, что превышает уровень 2004 года на 5,8%. Производство дизельного топлива за тот же период выросло на 8,5% и составило 60,1 млн. тонн.

     

    … за спросом не поспевает
    Однако такая динамика не смогла сохранить стабильность российского рынка мазута этой зимой. В период низких температур возросло потребление топочного мазута котельными, что привело к дефициту темного топлива на внутреннем рынке. Только за январь, по различным оценкам, цены на темные нефтепродукты увеличились в цене на 60-70%. Самый серьезный скачек топливных цен пришелся на середину января. Тогда максимальное повышение стоимости мазута превысило 2000 руб. на тонну. Поставщики темных нефтепродуктов незамедлительно отреагировали на высокую волотильность рынка. В январе конечная стоимость топлива, предлагаемого трейдерами, варьировалась в пределах 3000 руб. Например, в Мурманском морском рыбном порту стоимость одной тонны мазута, по словам пресс-секретаря порта Екатерины Ивановой, составляла в конце прошлого месяца от 6000 рублей до 9000 рублей. В порту Санкт-Петербург, по данным мониторинга ИА «ПортНьюс», стоимость мазута за январь-февраль 2006 года возросла на 68%. В целом по России, по данным центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков «Кортес», к февралю цена мазута остановилась на отметке немного ниже 6000 рублей за тонну.

     

    Отличились ценой
    Как отмечают аналитики RBC daily, цены на мазут растут опережающими темпами с начала года, причем больше других «отличаются» башкирские НПЗ и «ЛУКОЙЛ». Именно эти заводы, ссылаясь на дефицит нефтепродуктов, реализуют топливо по достаточно высоким ценам — 5800 рублей за тонну. Такая цена выставлена всем покупателям, которые не заключили долгосрочные контракты на поставку мазута в декабре прошлого года. В НК «ЛУКОЙЛ» заверяют, что производство мазута будет увеличено, что, возможно, снизит дефицит. Однако, о снижении цены в компании заявлять не спешат. Президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов заявил в начале февраля, что нефтепродукты будут расти в цене. По его прогнозам, до конца 2006 года топливо подорожает еще на 15-17%.

    Дальнейший рост цен предсказывают и некоторые эксперты. Директор института экономики Уральского округа Российской Академии наук Александр Татаркин полагает, что меры, предпринятые правительством РФ для сдерживания внутренних топливных цен вряд ли приведут к желаемому результату. «Снижение экспортной пошлины на нефть может повлиять самым неожиданным образом на цену нефтепродуктов в России, - заявил он в одном из своих интервью. — Следует ожидать повышения цен на нефтепродукты».

     

    Искусственная ситуация
    Дефицит мазута, возникший этой зимой, многие аналитики называют искусственным. По оценке генерального директора Института проблем естественных монополий Юрия Саакяна, этот рост цен «похож на спекулятивную игру производителей мазута». Прогнозируемое увеличение цен на нефтепродукты в первом полугодии 2006 года как минимум на уровне инфляции (около 10% в год), предсказывался еще в конце прошлого года. Однако резкие колебания на рынке мазута оправдать особыми издержками производителей в период зимних холодов нельзя. Как считает заместитель начальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович, сверхприбыли нефтяных компаний от экспорта сырой нефти в прошлом году могли бы покрыть дополнительные расходы в начале 2006 года и стабилизировать внутренний рынок. По его подсчетам, «в прошлом году нефтяные компании весь год получали при экспорте нефти бешеные прибыли, достигавшие 100-150 долларов с каждой тонны нефти. Исходя из этого, в 2005 году чистая прибыль нефтяников составит около 40 млрд. долларов. На эти средства можно полностью модернизировать все нефтяные компании», - отметил Сакович в интервью «Российской газете».

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен