• 18 ноября 2010

    Война за французское наследство

    Страсти вокруг будущего российского судостроения все более накаляются. Катализатором послужила история с попыткой заказа Министерством обороны вертолетоносца типа "Мистраль" во Франции. На этом фоне разворачивается борьба за судостроительные активы "Объединенной промышленной корпорации", на которые претендует государственная "Объединенная судостроительная корпорация". Масла в огонь подливают слухи о том, что французская DCNS уже перечислила первый транш ОПК под заказ вертолетоносца. Дело дошло до судов и проверок прокуратуры.


    Кто кого недооценил


    Как мы уже сообщали, российская государственная "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) и ее французский аналог - DCNS, образовали Консорциум, в рамках которого они планируют совместно участвовать в тендерах на строительство военных кораблей и высокотехнологичных гражданских судов. Как ранее предположило ИАА "ПортНьюс", во многом заключение соглашения о сотрудничестве между двумя судостроительными гигантами было вызвано историей с желанием Министерства обороны России приобрести десантный вертолетоносец типа французского "Мистраль". Дело в том, что ОСК заявило о недопустимости покупки такого корабля у французов без объявления тендера, в котором могли бы принять участие российские кораблестроители. Со своей стороны, Минобороны постоянно подчеркивало, что французские предприятия являются предпочтительнее для выполнения подобного заказа. На этом фоне был создан Консорциум французской DCNS и ОСК, который, судя по всему, и должен претендовать на выполнение заказа военных.


    Теперь эта история получила новое продолжение, связанное, в частности, со стремлением ОСК приобрести судостроительные активы ОПК - в первую очередь "Балтийский завод" (Санкт-Петербург), который, к тому же, может участвовать в выполнении заказа на вертолетоносцы.


    ОПК, будучи не в лучшем финансовом положении, рассчитывает получить за свои верфи не менее 100 млрд руб. Такую цифру ИАА "ПортНьюс" назвали сегодня в ОПК в качестве "единственной официальной оценки" своих судостроительных активов. Со своей стороны, в ОСК с такой ценой не согласны. Из-за несовпадения оценок активов ОПК, ОСК обратилось в Арбитражный суд, который должен был состояться 17 ноября 2010 года, однако из-за неявки ряда представителей ответчиков был перенесен на 23 декабря 2010 года. Как прокомментировали ИАА "ПортНьюс" в ОСК, судебные разбирательства по этому вопросу будут, скорее всего, затягиваться, так как суд, скорее всего, признает корректность оценки Центробанка, выгодной ОСК. В свою очередь, в ОПК пояснили, что не все ответчики были надлежащим образом извещены о дате и времени заседания суда.


    Тайны парижского двора


    В то же время, в средствах массовой информации появились слухи со ссылкой на анонимный источник в "оборонной промышленности России", что французская DCNS уже перевела первый транш в 200 тыс. евро "Балтийскому заводу" (предприятие ОПК) в качестве гарантии оплаты по будущим работам над техническим проектом "Мистраля" (Mistral) под требования российских военных. Если указанная информация является правдой, то это противоречит смыслу создания Консорциума ОСК и DCNS, к тому же официальные итоги тендера на выполнение заказа по "Мистралям" еще не объявлены. Ни в центральном офисе ОПК, ни на самом "Балтийском заводе" ИАА "ПортНьюс" не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о перечислении транша. Представители пресс-службы DCNS на момент написания данной статьи на наш запрос не ответили.


    Как предположил источник в ОСК, данный транш мог быть исполнением обязательств DCNS перед "Балтийским заводом", заключенных еще до подписания соглашения о создании Консорциума с ОСК. В любом случае, DCNS попала в сложную ситуацию, будучи невольно втянутой в борьбу за судостроительные активы в России.


    Дело усугубляется тем, что, похоже, противники ОСК пытаются оказать на нее давление через проверки прокуратуры. Как сообщили ИАА "ПортНьюс" в госкорпорации, к настоящему времени все нарушения в работе, выявленные такими проверками, устранены и претензий со стороны прокуратуры больше нет. Однако сегодня же пресс-служба Архангельской прокуратуры сообщила, что архангельским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах генеральному директору ОАО «ПО «Севмаш» (Северодвинск) внесено представление об устранении нарушений закона. Нарушения выявлены по результатам проверки исполнения законодательства при проведении конкурсов и заключении контрактов на поставку кораблей и судов для государственных нужд за 2008-2009 годы и истекший период 2010 года.


    Отметим, что "Севмаш" входит в субхолдинг ОСК - ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» и специализируется, в частности, на модернизации военных кораблей.


    Нельзя не упомянуть и то, что о ситуации вокруг заказа "Мистралей" уже высказывались высшие должностные лица в России. В частности, в ходе визита председателя правительства РФ Владимира Путина во Францию он заявил журналистам, что возможность покупки французских кораблей-вертолетоносцев типа Mistral можно рассматривать только при условии одновременной передачи России соответствующих технологий. А заместитель председателя правительства России Игорь Сечин в конце августа 2010 года высказал мнение, что подобные корабли могут быть построены на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге (входят в ОСК).


    Правда, указанное предприятие в настоящее время готовится к переезду из города на новую площадку на о. Котлин, а другие верфи ОСК, на которых может быть выполнен данный заказ, требуют соответствующего дооснащения. Возможно, это также способствует накалу страстей в отношениях между двумя корпорациями.

     

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен