• 8 ноября 2010

    Французу отдана

    История со строительством "Мистралей" в конечном итоге привела к выгодной для российского судостроения сделке - французская национальная судостроительная корпорация DCNS и российская "Объединенная судостроительная корпорация" объединились в Консорциум, в рамках которого предполагается обмен технологиями. Консорциум будет специализироваться на строительстве технически сложных военных кораблей и гражданских судов.

     

    Не

    Мистралем единым

     

    Соглашение о создании Консорциума было подписано на территории "Адмиралтейских верфей" (предприятие "Объединенной судостроительной корпорации", ОСК) в Санкт-Петербурге. Как прокомментировал создание Консорциума президент ОСК Роман Троценко, соглашение заключено в расчете на длительный период сотрудничества, предусматривающий обмен технологиями. "Мы надеемся, что это сотрудничество обогатит обе стороны через обмен опытом, обучение людей и технологический обмен", - подчеркнул Троценко.

     

    Именно этого добивалась российская судостроительная отрасль в обмен на размещение заказов на строительство кораблей типа Mistral ("Мистраль"), то есть  - технологического сотрудничества и соответствующего обучения персонала.

     

    В то же время, представители обоих корпораций после подписания соглашения уклончиво отвечали журналистам о том, будет ли созданный Консорциум участвовать в объявленном тендере на строительство "Мистралей", отмечая лишь то, что он будет участвовать в любых коммерчески выгодных проектах. Тем не менее ясно, что создание альянса двух государственных судостроительных гигантов связано именно с этим вопросом. Напомним, что изначально Минобороны России изъявило желание купить вертолетоносцы у французов. Однако со стороны ОСК был высказан протест - заявлялось, что российские верфи способны и сами поучаствовать в выполнении данного заказа. А в ходе визита председателя правительства РФ Владимира Путина во Францию он заявил журналистам, что возможность покупки французских кораблей-вертолетоносцев типа Mistral можно рассматривать только при условии одновременной передачи России соответствующих технологий.

     

    В конечном счете Минобороны было вынуждено не просто пытаться напрямую заказать корабли во Франции, а объявить тендер на выполнение заказа по строительству вертолетоносцев. При этом представители министерства неоднократно выражали свои симпатии именно французским кораблестроителям. Таким образом, можно предположить, что поводом для создания Консорциума послужил именно данный тендер, в котором Консорциум и примет участие и, судя по всему, победит. Тем самым найден консенсус между интересами ОСК, Минобороны и Франции. Последней нужны заказы, ОСК необходимы технологии и выход на международные рынки, Минобороны нужны качественные корабли, построенные в срок и по разумной цене. Кстати говоря, цена одного корабля типа Mistral в настоящее время оценивается в $500 млн, в то время как ранее называлась цифра в $800 млн.

     

    У ОСК, в то же время, имеются и более долгосрочные планы. Как пояснил Роман Троценко, отвечая на вопрос ИАА "ПортНьюс", в рамках Консорциума предполагается и строительство гражданских судов. Прежде всего, речь идет об арктических судах-снабженцах, ледоколах и вообще технически сложных, наукоемких судах небольшого водоизмещения. Таким образом, французская сторона получает гарантии заказов в рамках Консорциума со стороны России, заинтересованной в создании флота для освоения Арктики и Севморпути, а ОСК получает опыт и технологии, выход на мировой рынок.

     

    Как прокомментировал глава DCNS Патрик Буассье, возможности Консорциума позволят реализовать проекты по строительству любого типа судов и кораблей, востребованных на рынке. В рамках альянса французская и российская корпорации будут совместно участвовать в тендерах, при этом доля участия каждой из них будет варьироваться в зависимости от конкретных параметров заказа.

     

    Нельзя не отметить, что сотрудничество с ведущими судостроительными странами стало общей политикой развития ОСК, стремящейся повысить конкурентоспособность отечественного судостроения и выйти на мировой рынок. Так, на Дальнем Востоке заявлены проекты создания верфей в сотрудничестве с южнокорейскими партнерами, являющимися лидерами крупнотоннажного судостроения, в настоящее время на высшем государственном уровне обсуждаются и вопросы развития сотрудничества в области судостроения с Финляндией.


     

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен