• 17 июня 2009

    Железную дорогу накрыло волной

    Грузооборот морских портов России за 5 месяцев 2009 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года  на 5,3% - до 193,4 млн тонн. В то же время объем погрузки на железной дороге сократился на 24,9% - до 428 миллионов тонн.
     

    Уплывающий уголь

     

    В этой связи показательна ситуация с углем. Согласно статистике грузооборотов за январь-май 2009 года, перевалка угля через порты России выросла к аналогичному периоду прошлого года на  6,9% - до 23,2 млн тонн, а объем перевозок по железной дороге упал на 17% - до 107 млн тонн. Эксперты объясняют эти цифры стабилизацией спроса на уголь.

     

    Так, по данным из открытых источников, добыча угля в России в январе-мае упала на 16,5% - до 114,353 млн т. Экспорт сократился в январе-мае 2009 г на 11,4% - до 36,288 млн т по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. При этом поставки на внутренний рынок снизились на 17,8% - до 72,449 млн т. Основными потребителями угля, экспортируемого из России, являются страны Южной и Юго-Восточной Азии. Таким образом, добыча сократилась больше, чем экспорт, что говорит о распродаже запасов, в то же время отмечается более резкое сокращение поставок угля внутренним потребителям.

     

    "Экспорт сократился, многие иностранные покупатели отказывались от закупок и уголь оставался в портах. Поэтому нет ничего удивительного, что сейчас перевалка угля в портах стала расти, потому что спрос на него стабилизировался со стороны иностранных заказчиков.  А падение перевозок угля по железной дороге объясняется тем, что и внутреннее его потребление сокращается и на экспорт его отправляют меньше, потому что в портах есть его запасы", - прокомментировал ИАА "ПортНьюс" ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

     

    Исходя из этого, можно предположить, что вместе с истощением запасов угля в портах в ближайшем будущем следует ожидать и стабилизации объемов его перевалки.

     

    Пустые поезда

     

    Похожая ситуация наблюдается и с другими грузами. В частности, объем погрузки руды РЖД в январе-мае упал на 21,7%, а ее перевалка в портах возросла почти в раза. Налив в портах вырос на 6,7%, погрузка нефти и нефтепродуктов на железной дороге сократилась на 3,6%. Правда, погрузка зерна на железной дороге все же выросла на 17,7%, однако перевалка его через порты увеличилась в 10 раз.

     

    Причины этого могут крыться, помимо падения внутреннего спроса и стабилизации экспорта, также в низкой конкурентоспособности железной дороги по сравнению с другими видами транспорта, о чем ИАА "ПортНьюс" более подробно писало в разделе "Актуальная тема" от 15 мая 2009 года.

     

    Напомним, что по мнению экспертов, в целом привлекательность железной дороги из-за высоких тарифов и долгого срока доставки падает  на фоне ставок морского фрахта.

     

    В то же время, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) приняла решение об индексации на 5,7% тарифов, сборов и платы за перевозки грузов железнодорожным транспортом во всех видах сообщения, за исключением транзита с 1 июля 2009 года. Данное решение ФСТ России наряду с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, осуществленной в январе 2009 года на 5,0%, обеспечивает средний рост тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом в 2009 году на 8%

     

    Рост железнодорожных тарифов, которого опасались участники рынка, создает дополнительное снижение привлекательности железной дороги по сравнению с другими видами транспорта – автомобильным и речным.

     

    Возможно, именно поэтому в ходе XIII Петербургского международного экономического форума глава РЖД Владимир Якунин говорил о желании компании создать группу, которая бы включала в себя предприятия, обеспечивающие перевозку грузов различными видами транспорта. Подробнее об этом ИАА "ПортНьюс" писало в разделе "Актуальная тема" от 9 июня 2009 года.

     

    Тем не менее, тарифы на перевозки повышаются не только на железной дороге. 27 мая 2009 года индекс стоимости фрахта Baltic Dry Index (BDI) впервые с октября 2008 года превысил отметку в 3000 пунктов. В настоящее время он колеблется в районе 4000 пунктов. Материал о причинах роста стоимости фрахта ИАА «ПортНьюс» публиковало в  разделе «Актуальная тема» от  21 мая 2009 года.

     

    Совокупность этих факторов позволяет предположить, что по стабилизации внешнего спроса на уголь, руду и другие товары, их запасы в портах истощатся и рост их перевалки через российские порты также стабилизируется. Дополнительное давление создает рост стоимости фрахта.

     

    Что же касается железной дороги, то учитывая рост тарифов и продолжающееся падение грузоперевозок, промышленный спад в российской экономике и сигналы со стороны руководства РЖД, то можно предположить, что в краткосрочной перспективе роста объемов погрузки ждать не стоит, а участники рынка будут стараться формировать логистические цепочки таким образом, чтобы минимизировать зависимость от железнодорожного транспорта - там, где это возможно.

     

    Виталий Чернов

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен