• 9 июня 2009

    Транспортная гигантомания

    РЖД собирает камни

     

    Главным пропагандистом создания холдинга, в который входила бы железная дорога, авто-, авиа- и морской транспорт, на Форуме оказался президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин. «Не хочу прослыть сторонником дальнейшей монополизации, но в истории российского министерства путей сообщения, в  его эмблеме, помимо железнодорожной составляющей, был еще и якорь, поскольку тогда порты тоже входили в систему министерства путей сообщения, ну а традиционные крылышки на нашей эмблеме говорят о том, что  остается только совместить эти две эмблемы и все заработает идеально», - недвусмысленно заявил главный российский железнодорожник.

     

    По его словам, РЖД необходимо придерживаться стратегии на развитие смешанных перевозок. «Поскольку паром мы собираемся получить уже в этом году, маршрут Усть-Луга-Балтийск-Засниц уже работает, в этом году Россия, насколько я понимаю, присоединится к КОТИФ, что расширит наши возможности по транзитным перевозкам и уравняет наши возможности с соседями-балтийскими государствами», - пояснил Владимир Якунин. Он также отметил, что последовательная политика РЖД на вхождение в капитал портовых контейнерных терминалов является звеном в реализации этой стратегии.

     

    Несмотря на оговорку главы РЖД, такие заявления сложно не воспринимать как курс на дальнейшую монополизацию. Ведь РЖД является государственной компанией и вполне могла бы послужить основой для образования некой новой государственной транспортной корпорации. Другое дело, как это скажется на рыночной среде в отрасли, ведь эффективность госкорпораций – вопрос пока открытый.

     

    Впрочем, российского коллегу в вопросе необходимости развития смешанных перевозок поддержал и присутствовавший на форуме глава российского подразделения Mercedes-Benz Юрген Зауэр. По его словам, важно найти оптимальное соотношение транспортных систем и подобрать «правильную комбинацию грузовиков, поездов и пароходов». Юрген Зауэр также уверен в том, что решить имеющиеся проблемы в области грузоперевозок можно лишь с помощью интеграции различных видов транспорта, чтобы обеспечить заказчику сервис доставки груза «от двери к двери».

     

    При этом оба спикера сошлись на том, что различные виды транспорта не смогут полностью заменить друг друга. Отказаться, к примеру, от автомобильных перевозок в пользу железной дороги, как более экологичного вида транспорта невозможно, поскольку железная дорога не позволяет доставить груз непосредственно «к двери» заказчика. Владимир Якунин отметил, что РЖД необходимо обзавестись собственным автотранспортным концерном.

     

    За  чей счет?

     

    Правда, по мнению зарубежного коллеги, в настоящее кризисное время России стоило бы в первую очередь подумать об инвестициях в улучшение транспортной инфраструктуры. И действительно, говорить об эффективности налаживания системы смешанных перевозок довольно проблематично в условиях неудовлетворительного состояния многих объектов транспортной инфраструктуры или их отсутствия там, где они востребованы. «Логистика пребывает в рецессии и это повлияло на все виды транспорта, - говорит Юрген Зауэр. Инвестиции в транспортную инфраструктуру – это хорошая, своевременная мера. 29% федеральных автодорог в России перегружены, только по причине плохого состояния автодорог Россия теряет около 3% ВВП».

     

    Однако государство не намерено вкладываться в инфраструктуру  только за свой счет. По словам присутствовавшего на Форуме заместителя министра транспорта РФ Олега Белозерова, «государственно-частное партнерство даст серьезнейший толчок развитию всех видов транспорта. И мы считаем, что порядка 60% средств должно быть из внебюджетных источников, то есть источников, привлеченных с рынка».

     

    Из этого можно сделать вывод, что в нынешних обстоятельствах приоритетом государственной политики все же станет поиск инвесторов развития транспортной инфраструктуры, поскольку без этого говорить о дальнейших шагах по развитию отрасли бессмысленно. В то же время, вопрос о том, каким образом интегрировать различные виды транспорта и при этом избежать монополизации рынка остается открытым.

     

    Виталий Чернов

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен