• 21 июня 2023

    Великий Восток петербургского форума

    Первый этап «великого разворота» российской внешней торговли на Восток завершен: грузопотоки переориентированы, бизнес к новым реалиям адаптировался, ключевые решения приняты. Настало время приступать ко второму этапу: создавать соответствующую инфраструктуру, строить флот под новые задачи, оптимизировать государственное регулирование и меры поддержки.

    Разворот внешней торговли России на Восток начался уже давно. И это даже не было связано с политикой, просто центры производства, где зарождались грузопотоки, все более смещались в Азию. Понятно, что с весны прошлого года этот процесс резко и во многом болезненно ускорился по известным причинам. В рамках Петербургского международного экономического форума 2023 года (ПМЭФ-2023) президент России Владимир Путин обозначил основные итоги первого этапа этого процесса и определил основные задачи, которые необходимо решать в дальнейшем.

    Коротко

    Главными задачами России в сегменте транспорта и логистики в условиях разворота на Восток являются: преодоление дефицита портовой инфраструктуры по наиболее востребованным видам грузов (прежде всего зерну, удобрениям), увеличение провозной способности Восточного железнодорожного полигона, строительство собственного крупнотоннажного торгового флота, развитие Северного морского пути в качестве полноценной транспортной артерии, международного транспортного коридора «Север-Юг», а также снижение административного давления на бизнес.

    Хлеб насущный

    По данным Владимира Путина, внешняя торговля России в январе-апреле 2023 года оказалась в плюсе на $22,6 млрд. По его словам, в 2022 году товарный экспорт из России составил $592 млрд, причем $188 млрд пришлось на несырьевой неэнергетический экспорт.

    «На новые максимумы вышли поставки агропромышленного комплекса — более $41 млрд. Вот уже десять лет Россия стабильно находится в пятерке ведущих экспортеров зерна. С 2016 года выступает крупнейшим мировым поставщиком пшеницы... Есть основания полагать, что и в текущем году наши компании сделают еще один шаг вперед и вновь обновят рекорд по экспорту агрокультур. При этом Россия будет активно участвовать в обеспечении программ продовольственной безопасности, оказывать помощь странам, в том числе африканским, которые испытывают дефицит продуктов питания», — сказал президент РФ.

    «На новые максимумы вышли поставки агропромышленного комплекса»

    Действительно, по данным статистики Минтранса России, наибольший прирост грузооборота в морских портах показывают именно зерновые грузы. Так, объем перевалки зерновых по итогам января-мая 2023 года вырос в 2,2 раза – до 28,2 млн тонн. Зерно – самый быстрорастущий груз в портах, который по объемам занимает второе место после угля в балкерном сегменте.

    Зерно традиционно экспортируется через порты Южного морского бассейна, в то время как на Северо-Западе и Дальнем Востоке ощущается дефицит специализированных морских зерновых терминалов.

    Если говорить о новых проектах, то в рамках ПМЭФ-2023 «Деметра-Холдинг» (входит в группу ВТБ, в марте 2020 года приобрел 50% доли в компании Taman Grain Terminal Holdings Limited, владеющей долей ООО «Зерновой терминальный комплекс «Тамань» («ЗТКТ»)) подписал Меморандум с Росжелдором о стратегическом партнерстве в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта для перевозки агропромышленной продукции. Компания планирует к 2027 году построить к зерновому терминалу в порту Тамань железнодорожную инфраструктуру пропускной способностью до 14 млн тонн зерна и продукции агропромышленного комплекса в год.

    Железнодорожное «горлышко»

    Самым главным узким местом, ограничивающим возможности российской транспортной инфраструктуры в условиях разворота на Восток, является, без сомнения, ограниченная провозная способность Восточного железнодорожного полигона.

    Этой теме Владимир Путин в ходе Форума уделил отдельное внимание. Так, по его словам, экспортный грузопоток на восточном направлении к 2025 году должен увеличиться на треть, а к 2030 году добавить еще 100 млн тонн в год к уровню 2022 года.

    По словам главы государства, ключевой задачей здесь является расширение провозной способности БАМа и Транссиба, которая в 2023 году увеличится на 15 млн тонн в год и достигнет 173 млн тонн в год.

    «Провозная способность БАМа и Транссиба в 2023 году увеличится на 15 млн тонн в год и достигнет 173 млн тонн в год»

    «Отмечу успешную работу правительства и РЖД, которые смогли оперативно увеличить вывоз контейнеров с Дальнего Востока. В итоге удалось ликвидировать заторы и снизить загруженность дальневосточных терминалов, в целом упростить поставки товаров и комплектующих из стран Азии», — сказал президент.

    По данным Минэкономразвития, в 2021 году экспортно-импортный грузопоток по Восточному полигону составил 157,4 млн тонн. С учетом прогноза Минвостокразвития, к 2030 году грузопоток по железной дороге в восточном направлении достигнет как минимум 219 млн тонн в год.

    Северным путем

    Железная дорога, впрочем, не является единственным способом доставки массовых грузов на Дальний Восток и в обратном направлении. Есть еще и Северный морской путь (СМП). По словам Владимира Путина, объем грузоперевозок по СМП кратно увеличится уже с 2024 года.

    «В 2022 году по Севморпути прошло 34 млн тонн грузов, ожидаем, что уже в 2024 году объем таких перевозок кратно увеличится, что требует такого же опережающего развития железнодорожной и иной инфраструктуры, Мурманского транспортного узла, других арктических портов», — сказал глава государства.

    «В 2024 году объем перевозок по СМП кратно увеличится»


    В свою очередь министр РФ по развитию Дальнего востока и Арктики Алексей Чекунков в ходе Форума сообщил, что принятый в августе 2022 года план по развитию СМП, подразумевающий финансирование в объеме 1,8 трлн руб., сегодня обеспечен на 60-65% из государственных и внебюджетных источников, остальное предполагается получить за счет частных инвестиций.

    В этой связи стоит отметить, что госкорпорация «Росатом» и банк ВТБ в ходе ПМЭФ-2023 заключили соглашение о сотрудничестве в рамках реализации проектов по развитию СМП. Первым шагом в реализации подписанного соглашения станет финансирование банком строительства 3-го и 4-го серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220 для обслуживания грузопотока в западном и восточном секторе Севморпути. Ледоколы строятся на Балтийском заводе. Также продолжится участие ВТБ в реализации проектов энергетического обеспечения арктических и дальневосточных регионов РФ на базе плавучих энергоблоков и атомных станций малой мощности.

    При этом, по расчетам госкорпорации «Росатом», к 2030 году ледокольная группировка на Северном морском пути (СМП) увеличится до 14 судов, а потребность в плавсоставе составит 7,5 тыс. моряков, которых, с учетом сроков подготовки, нужно начинать обучать в следующем году.

    В ходе Форума генеральный директор, председатель правления ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов обратил внимание на важность увеличения доли участия  именно российских судовладельцев в грузоперевозках по СМП.

    «Как и во всем мире, за перевозки груза по СМП идет конкуренция. Баланс участия в таких перевозках российских и иностранных судовладельцев должен отвечать потребностям страны. Рассчитываем на понимание и поддержку со стороны регуляторов и грузовладельцев в этом вопросе», — сказал Игорь Тонковидов.

    Север – Юг и обратно

    Разворот логистики на Восток – это, на самом деле, еще и разворот на Юг. Значение международного транспортного коридора (МТК) «Север ‒ Юг» в связи с этим резко возрастает, о чем говорил в ходе ПМЭФ-2023 президент.

    «Особое внимание будем уделять МТК «Север ‒ Юг», планируем к 2025 году удвоить, а к 2030 году — утроить объем экспортных перевозок по этому маршруту. В мае заключили соглашение с иранскими партнерами о строительстве недостающего участка железной дороги на иранской территории, а также ведем дноуглубительные работы на Волго-Каспийском морском судоходном канале: уже в этом году он сможет принимать суда с осадкой 4,5 м», — сказал Владимир Путин.

    «Особое внимание будем уделять МТК «Север ‒ Юг»


    Как, в свою очередь, рассказал в ходе Форума глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров, потенциальный объем международного транспортного коридора (МТК) «Север ‒ Юг» может превысить 100 млн тонн в год.

    «Потенциал коридора колоссальный. В перспективе — за 100 млн тонн. Прошлый год показал стратегическое значение МТК «Север ‒ Юг» для страны, нам нужно развивать его еще более активно», — подчеркнул глава РЖД.

    Нельзя не отметить, что развитие инфраструктуры на МТК идет достаточно активно. Так, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и Российский экспортный центр (РЭЦ) в рамках Форума заключили меморандум о сотрудничестве по развитию МТК «Север ‒ Юг». Соглашение предусматривает подготовку и запуск совместных инвестиционных инициатив по развитию МТК «Север ‒ Юг», включая разработку новых логистических сервисов и маршрутов, создание возможностей по формированию современной транспортной инфраструктуры для грузоотправителей и привлекательных условий для экспорта транспортных услуг.

    Развитие перевозок по МТК «Север ‒ Юг» требует развития инфраструктуры не только в России, но и в Иране: в ходе Форума Россия и Иран подписали исполнительный контракт  по реализации проекта строительства железной дороги Решт — Астара.

    Российской торговле - отечественный флот

    Не секрет, что Россия до сих пор сохраняла сильную зависимость от иностранного торгового флота. В нынешних геополитических условиях одна из главных задач  создать собственный флот под новые задачи.

    По словам Владимира Путина, в рамках масштабной судостроительной программы до 2027 года в России планируется построить 260 судов. 

    «В рамках масштабной судостроительной программы до 2027 года в России планируется построить 260 судов». 


    «Мы существенно обновим торговый флот. Минпромторг уже внес изменения в масштабную судостроительную программу. Для ее реализации привлечем средства Фонда национального благосостояния. Отмечу, только в рамках данной программы в 2023-27 годах на российских судоверфях запланировано строительство не менее 260 судов», — сказал президент РФ. Кроме того, продолжится строительство ледокольного флота.

    Учитывая, что основу грузопотока в сухогрузном сегменте составляют балкерные грузы (уголь, зерно, удобрения), то крайне остро стоит вопрос о строительстве балкерного флота.

    В этой связи стоит отметить, что Крыловский государственный научный центр (КГНЦ, Санкт-Петербург) до конца ноября 2023 года по контракту с Росагролизингом спроектирует крупнотоннажные балкеры для перевозки зерна двух типов — дедвейтом 40 тыс. и 60 тыс. тонн. Первый такой сухогруз будет построен и передан заказчику в лизинг в конце 2025 — начале 2026 года. В дальнейшем планируется ежегодно спускать на воду минимум два-три судна таких типов. Всего необходимо построить не менее 60 балкеров, чтобы полностью закрыть внутренние потребности. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) планирует строить зерновозы типоразмера Panamax по принципу распределенной верфи. Как рассказал корреспонденту ИАА «ПортНьюс» во время Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023) генеральный директор ОСК Алексей Рахманов, «никаких препятствий для строительства тех зерновозов, которые у нас просит Минсельхоз, а это 40-60 тыс. тонн, у нас нет».

    Конечно, строить нужно не только балкеры, но и другие типы судов, в частности, контейнеровозы, необходимые для обслуживания линий, приходящих на замену западным, паромы, суда смешанного плавания и др.

    Как рассказал в ходе Форума глава ОСК, корпорация завершит проектирование большого парома для Каспия в 2023 году. Он также уточнил, что корпорация готова участвовать в строительстве судов для транспортных коридоров, в первую очередь для Северного морского пути (СМП), чтобы обеспечить увеличение грузопотока. По словам Алексея Рахманова, наиболее успешной и прибыльной продукцией корпорации остаются сухогрузы проекта RSD-59, которых построено около 40 ед. Кроме того, глава ОСК напомнил, что в 2023 году были заложены два контейнеровоза, которые будут ходить по внутренним водным путям.

    Помимо судостроения крайне необходимо развивать и судоремонтные мощности. Генеральный директор Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Евгений Дитрих в рамках ПМЭФ-2023 предложил под эгидой Минпромторга России и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) создать рабочую группу по судоремонту. Предполагается, что рабочая группа определит, каким образом задействовать мощности судоремонтных предприятий Калининграда, Мурманска, Архангельска, сообщает пресс-служба ГТЛК.

    Кроме того, на ПМЭФ-2023 был представлен инвестпроект по строительству высокотехнологичного судоремонтного предприятия в Архангельской области. По словам губернатора Александра Цыбульского, потенциальный инвестор получит готовый пакет: предложения по площадкам для размещения нового производства, оценку объема затрат на его создание, объем потенциальных заказов, а также возможность стать резидентом Арктической зоны РФ или ТОРа.

    Кроме того, проектирование судоремонтного кластера в 2023 году должно начаться и в Мурманской области. «Мы завершили маркетинговое исследование рынка судоремонта Мурманского региона, изучили потенциальные площадки и сформировали предварительную финансовую модель проекта. Судоремонтный комплекс сможет обслуживать гражданские суда, составляющие более 80% приписанного к порту Мурманск флота. Проектирование объекта начнется уже в этом году и завершится в 2024 году, после чего начнется строительная фаза», — сказал в ходе ПМЭФ-2023 глава ГТЛК Евгений Дитрих.

    К нам не едет ревизор

    Один из главных посылов, который был сделан государством в лице президента в ходе ПМФЭ-2023 – это сохранение открытости российской экономики. Россия, несмотря на все геополитические потрясения, на намерена самоизолироваться и замыкаться в себе. В условиях открытой рыночной экономики необходимо обеспечение свободы предпринимательства и снижение административных барьеров.

    В связи с этим президент призвал отказаться от любых проверок бизнеса, чья деятельность не несет в себе высоких рисков причинения вреда гражданам или окружающей среде.

    «Если бизнес не связан с высокими рисками причинения вреда гражданам и окружающей среде, то его вообще не должны проверять. Ни в плановом порядке, ни во внеплановом. Достаточно профилактических мероприятий. В следующем году и дальше продолжим работу по снижению административного давления на предпринимателей», — сказал президент РФ.

    Сабрина Мукфи.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен