• 15 августа 2019

    Горизонты «Белфрахта»


    В последние годы Россия ведет активную деятельность в Арктике. Одна из судоходных компаний, которая давно работает в этом регионе - ЗАО «Белфрахт». В пресс-службе компании ИАА «ПортНьюс» рассказали о ее деятельности, планах развития, перспективах судоходства по Севморпути и проблеме незаконной разделки судов в Архангельской области.

    - Каков в настоящее время состав флота пароходства, имеется ли судостроительная программа или программа модернизации судов?

    - На данный момент флот компании состоит из семи судов, в их числе - два судна типа «река-море», три буксира, два научно-исследовательских судна. Мы постоянно модернизируем наш флот с целью улучшения его эксплуатационных и коммерческих характеристик.

    Например, одним из последних проектов была модернизация судна «Пур-Наволок», которая производилась в 2017 году на базе судоремонтного предприятия «Поморская Судоверфь». Она включала в себя монтаж конструкции палубного судового гидравлического крана NMF PKL 24019-40012 грузоподъёмностью 40 тонн. Проект предусматривал усовершенствование эксплуатационных характеристик судна в части реализации самостоятельной загрузки / выгрузки груза на оборудованный либо необорудованный берег, а также для возможной распаузки судов.

    Также в 2019 году на предприятии «Славянский судоремонтный завод» (Приморский край) завершаются работы по реконструкции и модернизации научно-исследовательского судна на базе СТР-420 типа «Надёжный».

    - На каких проектах задействован флот предприятия?

    Регион деятельности сухогрузного флота – Карское, Баренцево, Белое, Балтийское, Каспийское, Черное, Средиземное моря, внутренние водные пути центральной части России, реки Обь и Енисей.

    Буксиры и научные суда ориентированы для работы на шельфе Арктических морей РФ и учувствует в нефтегазовых и научно-исследовательских проектах крупных госпредприятий.

    Кроме этого, наша компания специализируется на проектных перевозках и буксировках негабаритных грузов из Европы. В настоящее время завершена перевозка генгруза из п. Таганрог через внутренние водные пути в порту Дудинка, также осуществляется перевозка негабаритного груза из порта Таллинн в порт Красноярск. Кроме того, выполняются перевозки массовых и народно-хозяйственных грузов в порты и портопункты западного сектора российской Арктики.

    - Каковы планы развития компании на ближайшие несколько лет?


    - В планах компании увеличивать объемы морских и проектных грузоперевозок, продолжать модернизировать суда спецфлота с целью достижения их максимальной привлекательности под проекты заказчиков. Также, развивая направление по аренде специализированных оффшорных контейнеров для нужд предприятий нефтегазовой промышленности - наращивать количество и ассортимент контейнерного парка. Продолжить создание базы обслуживания оффшорных контейнеров в Мурманске, модернизацию береговых баз и дочерних производственных предприятий.

    - В последнее время часто озвучиваются планы организации регулярной судоходной линии на Севморпути. Как вы оцениваете такую возможность?

    Скорее всего, это дело будущего. Для такой организации нужен устойчивый грузопоток в обоих направлениях, береговая и портовая инфраструктура по пути следования, современный ледокольный флот, финансовая и инвестиционная составляющие проекта. Пока же о регулярной судоходной линии речи не идет.
    В ближайшее время основу грузопотока по СМП составят массовые грузы российских госпредприятий (СПГ, наливные, насыпные, навалочные грузы, строительные материалы). Реализация национальных проектов по освоению Арктики, приносит свой вклад в развитие судоходства по СМП.

    Следует также добавить, что по итогам 2016 года объем перевозок через Суэцкий канал составил 974 млн тонн. Аналогичный показатель транзита через СМП (200 тыс. тонн) пока не насчитывает даже 1% по сравнению с «египетским маршрутом». Для создания конкурентоспособного маршрута по СМП необходимо еще многое сделать…

    - В прессе периодически обсуждается проблема незаконной утилизации судов в Архангельской области. Видите ли вы эту проблему, как, по вашему мнению, ее нужно решать?

    - Да, такая проблема существует как для Архангельска, так для всей России. В частности, в Архангельске суда разделываются прямо на берегу в водохранных зонах! Металлическая стружка, нефтепродукты, килограммы ржавчины сбрасываются в воду, внутренняя отделка судов выжигается.

    Кроме ущерба экологии причиняется вред и экономике региона, большое количество налогов от этого рода деятельности не поступает в бюджеты различного уровня. Мизерные санкции никак не влияют на многомиллионный бизнес, поэтому криминальные предприниматели продолжают своё «чёрное» дело, а правительство региона и надзорные органы, по моему мнению, не предпринимают эффективных мер. Эта деятельность осуществляется уже на протяжении десяти лет и обретает промышленный масштаб.

    Учитывая масштабы области и количество судов, можно только предполагать, каков оборот этого рынка. Его росту способствуют крупные заказчики, владельцы флота, пытающиеся экономить на утилизации плавсредств. Именно они обеспечивают беспрерывный трафик старых судов к газорезкам «чёрных» утилизаторов. К сожалению, это известные в России компании.

    О масштабах распиловки судов в Архангельске говорят факты. С 2015-го по 2017 год разрезано более десятка плавсредств: буксиров, траулеров, плавдоков и др. Все эти суда оказались на берегу и резались в водоохранной зоне.

    По нашему мнению, этот вид деятельности необходимо лицензировать, тем самым допустив к нему только юридические лица, имеющие необходимые мощности и оборудование для утилизации судов с соблюдением правил охраны труда и экологической безопасности. Например, во времена СССР в Архангельске специально для этого был построен судоразделочный завод как региональный центр утилизации судов.

    Ответы предоставлены отделом маркетинга ЗАО «Белфрахт».