• 21 января 2019

    Балтийские итоги

    Ситуация в портах российского Балтийского бассейна в 2018 году выглядела разнонаправленно. Грузооборот порта Усть-Луга впервые снизился, откатившись ниже отметки в 100 млн тонн в год, в целом же отмечается выраженная тенденция падения перевалки сырой нефти, роста по балкерным грузам и некоторой переориентации контейнерных грузопотоков.

    Крупнейший порт бассейна – Усть-Луга, впервые продемонстрировал снижение грузооборота: на 4% в сравнении с показателем 2017 года – до 98,73 млн тонн. Падение было вызвано,  в основном, снижением перевалки нефти (на 15% - до 27,8 млн тонн) и угля (на 4% - до 28,8 млн тонн).

    Балкер жаждет родных гаваней


    Если говорить об угле, то в остальных портах бассейна его перевалка, напротив, росла и очень активно. Так, в порту Высоцк угля было перевалено на 11% больше, чем в прошлом году (7,89 млн тонн), в порту Выборг - в 1,75 раза (1,25 млн тонн), в порту Калининград увеличение составило 28% (1,19 млн тонн).

    Снижение перевалки угля в порту Усть-Луга было вызвано технической причиной: на крупнейшем угольном терминале бассейна - АО «Ростерминалуголь», была произведена замена вагоноопрокидывателя. Замена вагоноопрокидывателя поможет терминалу нарастить перерабатывающие способности до 950 вагонов в сутки в зимний период, и до 1200 вагонов – в летний. Новый вагоноопрокидыватель также позволит увеличить объемы обработки инновационных вагонов, в том числе с нагрузкой 27 тонн на ось.

    Другой терминал порта, где переваливается уголь - «Универсальный перегрузочный комплекс», также инвестирует в увеличение пропускной способности. Так, был закуплен новый портальный кран «Витязь», обладающей большой грузоподъемностью – в крюковом режиме она превышает 60 тонн. Его техническая производительность составляет порядка 1 000 тонн в час для сыпучих грузов. Компания также закупила пять погрузчиков и четыре грейфера для сыпучих грузов объёмом 2,5 куб. м.

    Таким образом, по углю в 2019 году Усть-Луга сможет восстановить свои позиции.

    Рост объемов перевалки угля объясняется ростом его экспорта из России, при этом наблюдается нехватка специализированных мощностей. Терминалы начинают активно работать с этим грузом, чем объясняется взрывной рост грузооборота по нему в портах Выборг и Калининград.

    Также уголь начал активно перегружаться через терминал «Юг-2» в Усть-Луге, который ранее также начал работу с минеральными удобрениями. По итогам года объем перевалки угля через терминал превысил 4 млн тонн.

    Кроме того, уголь с конца 2018 года начал перегружать и «Усть-Лужский контейнерный терминал», который способен обеспечить перевалку этого вида груза в объеме до 1 млн тонн в год.


    При этом наиболее технологически подготовленным и экологичным угольным терминалом бассейна остается «Ростерминалуголь» благодаря наличию вагоноопрокидывателя и другого специализированного оборудования.
    С другой стороны, угольный рынок подвержен тем же рискам, что и сырьевые рынки вообще. В настоящее время основной спрос на него сосредотачивается в Азии, также российский уголь активно экспортируется в Европу, например, Польшу. Риском является то, что некоторые страны, такие как Турция, заменяют российский высококачественный уголь более дешевыми сортами из-за девальвационных процессов. Поэтому дальнейшая динамика перевалки угля будет зависеть, в том числе, от валютных кросс-курсов.

    Если говорить о других балкерных грузах, то следует отметить, что Россия продолжает испытывать высокую зависимость от портов сопредельных государств в сегменте перевалки минудобрений.

    Дефицит специализированных балкерных терминалов в Балтийском бассейне может быть покрыт за счет строительства терминала минудобрений в Усть-Луге и потенциального создания сухогрузного района порта Приморск, о чем более подробно мы писали ранее >>>>

    Нефть отвернулась от Балтики

    Ситуация с перевалкой нефти выглядит иначе, здесь мы наблюдаем снижение объемов грузопотока по всем терминалам бассейна. Серьезное сокращение показал главный нефтяной порт - Приморск (12% - до 38,54 млн тонн). Снижение произошло и в Усть-Луге (на 15% - до 27,8 млн тонн).

    Общую причину снижения грузопотоков нефти через терминалы бассейна мы видим в тенденции к сокращению поставок с традиционных месторождений с одновременным ростом экспорта с арктических, а также с частичной переориентацией экспорта на восточное направление. Если же говорить конкретно о Приморске, то здесь также играет роль перепрофилирование нефтяных труб под перевалку дизтоплива (проект «Север»). Примечательно, что на фоне снижения объемов прокачки нефти в Приморске вырос грузооборот по нефтепродуктам на 10% (в Усть-Луге только на 2%).

    В последнее время нефтяной рынок слишком сильно зависит от геополитических факторов, а также добычи нефти в США, поэтому прогнозировать дальнейшее развитие ситуации по этому виду груза сложно. Если все будет развиваться так, как сейчас, то скорее всего по итогам 2019 года мы также увидим снижение, либо стагнацию объемов перевалки нефти через порты бассейна.

    Контейнерный прорыв


    Контейнерооборот Большого порта Санкт-Петербург вырос на 10,9% - до 2,13 млн TEUs. Тенденция на рост контейнерооборота продолжается с 2015 года. Но даже если предположить, что контейнерооборот восстановится до рекордных показателей прошлых лет (около 2,5 млн TEUs в год), то при имеющихся контейнерных мощностях профицит составит 3 млн TEUs в год, а при заявленном их развитии – 7,1 млн TEUs в год, о чем более подробно мы писали ранее >>>>

    Объем перевалки контейнеров также продемонстрировал Калининград (+15,5% - до 276,4 тыс. TEUs), а в Усть-Луге контейнерооборот снизился на 8% - до 69,1 тыс. TEUs. Судя по всему, на это повлияла переориентация части контейнерных мощностей порта на перевалку балкерных грузов.

    На наш взгляд, в условиях вышеуказанного профицита контейнерооборота, контейнеры постепенно будут перераспределяться на терминалы с наиболее выгодным расположением и транспортной доступностью. Таким можно считать перевалочный комплекс «Бронка».

    В целом, происходит некоторое переосмысление роли Балтийского бассейна в транспортной структуре страны. Он становится менее нефтеориентированным, обострилась конкуренция между контейнерными терминалами, а балкерные грузы начинают играть в структуре его грузооборота все большую роль.

    Виталий Чернов.