• 13 декабря 2018

    Северный рубль душу греет

    Развитие перевозок по Севморпути требует больших инвестиций в создание и развитие портовых комплексов. Основными проектами здесь являются терминал «Утренний», угольные и нефтяные терминалы Таймыра, а в железнодорожной части – Северный широтный ход и его продолжение до Сабетты. Однако финансовые и судостроительные возможности страны пока не обеспечивают реализации всех заявленных планов в установленные сроки.

    Обская губа – всему голова


    Порт Сабетта является ключевым на Северном морском пути, причем в будущем предполагается его развитие не только за счет сжиженного природного газа (СПГ), но и за счет другой номенклатуры грузов. С этой целью планируется реализовать проект «Северный широтный ход-2», предполагающий подключение данного порта к системе российских железных дорог. О том, что проект «Северного широтного хода-2» (СШХ-2) стоит на повестке дня, заявил в ходе «Транспортной недели-2018» губернатор Ямала Игорь Артюхов. Впрочем, пока еще не приступили и к строительству СШХ-1: по словам губернатора, строительство должно начаться до конца 2018 года. Проект предусматривает модернизацию и создание железнодорожной̆ инфраструктуры в северном широтном направлении общей протяженностью 498 км, а с учетом подходов – 2 353,3 км.

    Как рассказал в ходе правительственного совещания 11 декабря 2018 года первый заместитель генерального директора РЖД Александр Мишарин, в увязке с проектом Северного широтного хода запланирована реконструкция линии Лабытнанги – Котлас – Коноша. В результате объединяются железнодорожные транспортные системы европейской части России, Урала и Западной Сибири. Общий прогнозируемый объём перевозок по создаваемому железнодорожному коридору составляет 24 млн тонн в год. Объём инвестиций оценивается в 236 млрд руб., сроки строительства – 2018–2022 годы.

    По мнению главного эксперта-аналитика отдела комплексных исследований Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Сергея Минкова, в объемах грузоперевозок по инфраструктуре Северного широтного хода первое место займет газовый конденсат, доля которого превысит 50%. Также, по мнению эксперта, по дороге также будут перевозиться нефть и нефтепродукты, полиэтилен, черные металлы и другие грузы.

    Проект «Северный широтный ход-2», в свою очередь, предполагает строительство ветки Бованенково-Сабетта и модернизацию существующей ветки Обская-Бованенково. Ранее заявлялось, что в этом случае потенциально грузооборот порта Сабетта может достичь 70 млн тонн в год за счет привлечения сухогрузов.

    Кроме того, в Обской губе на полуострове Гыдан в рамках проекта «Арктик СПГ-2» планируется создать терминал «Утренний». Как рассказал глава «Новатэка» Леонид Михельсон в октябре 2018 года, строительство терминала поделено на две части. Первая предполагает создание объектов для приема строительных грузов, вторая – создание условий для прохождения больших судов в акваторию порта. В рамках строительства терминала будет создана причальная набережная протяженностью 3 км. Это, как отметил руководитель «НОВАТЭКа», в два раза больше, чем в порту Сабетта. Также планируется строительство оградительных сооружений. Для определения угроз и поиска необходимых систем защиты привлечен Крыловский государственный научный центр.

    Терминал планируется построить к 2024 году. Его мощность составит 21,6 млн тонн в год, общий объём финансирования – 152,7 млрд руб., из них 112,2 млрд руб. - объекты федеральной собственности.


    Как сообщил Леонид Михельсон на правительственном совещании 11 декабря, проекты возглавляемой им компании к 2024 году обеспечат объем грузопотока по Севморпути в 46,5 млн тонн, половина из них придется на терминал «Утренний».

    Для реализации этих планов необходима реконструкция подходного канала в Обской губе на сумму около 8,3 млрд руб. и строительство перегрузочных комплексов в Мурманской области и Камчатском крае, о которых более подробно мы писали ранее >>>>

    При этом, как отметил глава «Новатэка», план мероприятий по развитию Севморпути предусматривает госфинансирование до 2024 года в объёме 216 млрд руб., при этом средства на мероприятия, которые нужно реализовать для обеспечения грузооборота к 2024 году в необходимые сроки, в бюджете не предусмотрены.

    Не газом единым

    Помимо газовых терминалов вдоль Северного морского пути должны появиться угольные и нефтяные. Так, компания «ВостокУголь» планирует строительство угольного терминала «Чайка» в морском порту Диксон для вывоза угля с месторождения «Река Лемберова». Мощность терминала составит 10 млн тонн в год, объём частных инвестиций – 18,6 млрд руб. Ввод в эксплуатацию намечен на 2021 год. Недалеко от этого терминала также предполагается строительство второго – «Бухта Северная» такой же или большей мощности.

    Кроме того, «Таймырнефтегаз» планирует строительство нефтяного терминала «Таналау» в морском порту Дудинка для вывоза нефти с месторождений Пайяхи. Мощность терминала составит 7,5 млн тонн в год, объём частных инвестиций – 9 млрд руб. Ввод в эксплуатацию запланирован в 2022 году.

    Создание этих терминалов потребует проведения дноуглубительных работ, о необходимости проработать этот вопрос в ходе правительственного совещания заявил министр энергетики России Александр Новак.

    Впрочем, даже успешная реализация всех указанных проектов с их выходом на полную мощность едва ли обеспечит целевой показатель в 80 млн тонн в год перевозок по Севморпути к 2024 году. Это значит, что для его достижения придется привлекать и транзит, а также развивать каботажные перевозки, например, рыбы по Севморпути, о чем мы более подробно писали ранее >>>>

    Кроме того, реализация этих планов сильно зависит от темпов строительства ледокольного флота в России, а здесь графики регулярно срываются, что также было особо отмечено на правительственном совещании.

    Подводя итог, можно сказать, что финансовые и судостроительные возможности страны пока не позволяют сохранять уверенность в достижении целевых показателей развития перевозок по Севморпути в установленные сроки.

    Виталий Чернов.

    Напомним, темы, связанные с созданием гидротехнических сооружений и проведением дноуглубительных работ в России будут подробно обсуждаться в ходе Второго конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление», который состоится в Москве 20-21 февраля 2019 года >>>>