«Новатэк» - основной грузоотправитель для Севморпути, имеет обширные планы по созданию инфраструктуры для вывоза СПГ, однако государственное финансирование от них пока отстает. Планы по строительству перегрузочных комплексов в Мурманске и на Камчатке, требующие применения уникальных технологий, могут натолкнуться на недофинансирование развития самой инфраструктуры Севморпути, в том числе в Сабетте.
Логистическое импортозамещение
Вывоз сжиженного газа из Обской губы и Гыдана на рынки сбыта – нетривиальная логистическая задача. В качестве отгрузочного комплекса, как известно, выступает порт Сабетта. Далее, на точках выхода из Севморпути целесообразно перегружать газ с танкеров ледового класса на обычные, что позволит существенно снизить логистические издержки, необходимое количество дорогостоящих ледовых танкеров.
В западном направлении в настоящее время «Новатэк» перегружает СПГ в Норвегии. Так, в конце ноября 2018 года была осуществлена первая перегрузка СПГ по схеме «борт в борт» на танкер, находившийся в бухте Сарнес у о. Магерёйа на северо-востоке этой страны.
В дальнейшем «Новатэк» намерен реализовать логистическую схему, предусматривающую перегрузку СПГ с танкеров ледового класса на обычные в Мурманской области и в Камчатском крае.
В Мурманской области оптимальным местом для размещения перегрузочного комплекса СПГ была определена губа Ура, в Камчатском крае – бухта Бечевинская.
Как рассказал ИАА «ПортНьюс» в ходе конференции «Нефтегазшельф-2018» в Москве начальник управления проектирования портовых сооружений департамента СПГ-проектов ПАО «Новатэк» Максим Минин, на перегрузочных комплексах будет установлено плавучее хранилище газа, которое представляет собой несамоходное уникальное судно вместимостью 360 тыс. куб. м СПГ (ранее говорилось о двух хранилищах на каждом комплексе).
Так как на месте установки накопителей имеются большие глубины (до 150 м), а также сильное течение (3 узла в Мурманске) и даже угроза цунами (на Камчатке), то хранилища предполагается закрепить при помощи уникальной системы якорей и цепей высокого класса прочности. Ввиду того, что дно в данных местах скалистое, предполагается применять забуриваемые якоря, либо готовить специальные площадки для их закрепления. В Мурманской области планируется закрепить накопитель при помощи 16 цепей с якорями, на Камчатке – при помощи 32-х ввиду угрозы цунами в этом регионе.
Предусматривается и создание береговой инфраструктуры. В Мурманске ее предполагается разместить в поселке, который ранее использовался военными. В настоящее время здания и сооружения в этом поселке пустуют, но при этом находятся в достаточно хорошем состоянии, так что их можно использовать для проживания персонала перегрузочного комплекса и его строителей. Береговая инфраструктура здесь будет небольшая: скорее всего, она будет включать в себя одно здание для размещения представителей федеральных структур и структур «Новатэка», инженерную инфраструктуру (в Мурманской области она уже имеется, нужно лишь адаптировать ее для нового использования).
Также в Мурманской области предусмотрен причал для стоянки судов портофлота, а также объекты для обеспечения безопасности мореплавания, которые согласовываются с «Росморпортом». Сама губа находится недалеко от Мурманска – примерно в 40 км, с городом ее соединяет автодорога и каких-то серьезных проблем с коммуникацией, логистикой, доставкой грузов как по суше, так и по морю, здесь нет.
В Камчатском крае ситуация выглядит несколько сложнее ввиду отдаленности места размещения комплекса от основных коммуникаций. Здесь на берегу придется создавать автономную инфраструктуру, а связь с «большой землей» будет возможна лишь по морю. Кроме того, на подходном канале имеются участки с небольшими глубинами (до 3 м), поэтому предполагается осуществить большой объем дноуглубительных работ, который, по предварительным оценкам, может составить значительно более десяти млн куб. м. С более точным объемом дноуглубления компания определится весной 2019 года после проведения соответствующих изысканий. Также обсуждается необходимость создания здесь объектов связи и системы управления движением судов (СУДС).
В целом, проект на Камчатке находится в более высокой степени проработки, чем в Мурманске: здесь уже выполняются инженерные и прочие необходимые изыскания.
Тем не менее, оба комплекса планируется вводить синхронно: их первая очередь должна быть запущена в 2022 году, вторая - в 2023 году.
Напомним, что мощность указанных перегрузочных комплексов составит по 20 млн тонн в год каждого.
Пока проектами данных комплексов не предполагается осуществлять бункеровку судов сжиженным природным газом (СПГ), хотя о такой потребности ранее говорили в «Совкомфлоте». Впрочем, в беседе с ИАА «ПортНьюс» Максим Минин не исключил, что это может быть реализовано в дальнейшем. При этом, как ранее рассказал ИАА «ПортНьюс» в ходе конгресса Oil Terminal 2018 в Санкт-Петербурге заместитель директора по развитию ЗАО «ГТ Морстрой» (проектировщик) Александр Страшный, в порту Сабетта бункеровка СПГ может быть организована на причале проектных грузов.
Арктические ключники
Если говорить о Сабетте, то и ее инфраструктуру еще нужно серьезно развивать для обеспечения вывоза всего запланированного объема газа.
В рамках VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Цветков заявил, что в «Законе о федеральном бюджете на 2019-2021 годы» предусмотрено снижение финансирования проекта развития Севморпути на 24 млрд руб. в силу принятого государством решения о строительстве двух дополнительных атомных ледоколов.
При этом ранее был сформирован паспорт этого проекта, в котором были четко прописаны сроки строительства инфраструктурных объектов, обеспечения их деятельности и их финансирования по годам. Так, в рамках этого проекта государство должно расширить акваторию порта Сабетта, создать дополнительные льдозащитные сооружения, расширить подходной канал, обеспечить работу ФГУП «Гидрографическое предприятие» и выполнить мероприятия по обеспечению безопасности.
«Однако первые деньги на реализацию этих работ у Минтранса появятся после 2020 года (в 2020 году запланировано только начало проектирования - прим. ред.) В свою очередь у «Новатэка» возникает закономерный вопрос - зачем нам с опережением графика строить объекты на берегу, если средства на развитие акватории порта появятся только в 2020 году», - уточнил Юрий Цветков.
Он пояснил, что, в частности, планируется расширить подходной канал к порту Сабетта в два раза - с существующего 295 м. Кроме того планировалось повысить субсидирование гидрографического предприятия. Сегодня существующий флот ФГУП «Гидрографическое предприятие» обеспечивает 37 тыс. приведенных км. Этот показатель необходимо было увеличить до 80 тыс. приведенных км в год. Обеспечить это можно за счет увеличения субсидий до 823 млн руб. в год, которое не подтверждено на сегодняшний день. В существующем бюджете на эти цели предусмотрены всё те же 400 млн руб. В связи с увеличением крупнотоннажного флота на трассах Севморпути потребуется задействовать высокоширотные маршруты. Для этого требуется увеличить объем промерных работ «Гидрографического предприятия».
«Работу «Гидрографического предприятия» необходимо увеличивать, поскольку у нас появляются новые крупнотоннажные суда, которые должны пойти высокоширотными маршрутами, не до конца изученными гидрографической службой», - подчеркнул Юрий Цветков.
Также он отметил, что для обеспечения безопасности движения судов по Севморпути необходимо пополнение судов Морспасслужбы. С учетом проектирования и строительства судов, их пополнение смещается за границу 2024 года, при этом эти суда являются уникальными, период их проектирования и строительства будет достаточно продолжительным. Помимо этого, есть вопросы с обновлением и пополнением лоцмейстерских и картографических судов.
Заместитель секретаря Совбеза Сергей Вахруков в своем комментарии неодобрительно высказался в адрес Минфина России. Он подчеркнул, что принимая решение о финансировании инфраструктурных проектов на Севморпути, необходим комплексный взгляд, «иначе мы не достигнем роста грузооборота до 80 млн тонн к 2024 году».
Юрий Цветков подчеркнул, что эти проблемы были доложены председателю правительства России Дмитрию Медведеву и вскоре (по информации ИАА «ПортНьюс» - 11 декабря 2018 года) они будут обсуждаться на совещании в порту Сабетта с заинтересованными сторонами.
Отметим, что на 11 декабря также запланировано рассмотрение Госдумой России в третьем (окончательном) чтении законопроекта об управлении на Северном морском пути. В соответствии с редакцией законопроекта второго чтения, основная часть полномочий передается госкорпорации «Росатом», которая, тем не менее, по многим вопросам должна согласовывать свои планы с Минтрансом России в рамках т.н. «принципа двух ключей».
Ранее в ходе «Транспортной недели-2018» помощник президента Игорь Левитин высказал мнение, что «министерству транспорта, Федеральному агентству (морского и речного флота – Ред.) вместе с «Росатомом» необходимо настолько четко для себя сформировать выверенные нормативные документы, чтобы, когда мы сорвем план в 80 млн тонн (ежегодных перевозок по Севморпути в соответствии с поручением президента РФ – Ред.), понимать, чья была за это ответственность».
Судя по вышесказанному, в число ответственных следует включить еще и Минфин России.
Виталий Чернов.