• 15 февраля 2017

    Уголь – всем портам голова

    Уголь, после нефти и нефтепродуктов, остается крупнейшим по объемам перевалки через российские порты видом груза. Темпы прироста его грузооборота стабильно высоки, при этом имеются перспективы для дальнейшего роста, сопровождаемые, впрочем, определенными рисками.

    Восточный акцент

    По данным Ассоциации морских торговых портов России, за 2016 год грузооборот угля через морские порты России вырос на 10,5% - до 136,3 млн тонн. Таким образом, уголь является, вслед за нефтью, основным драйвером развития отечественной портовой индустрии, при том, что объем экспорта нефти может сократиться ввиду соответствующих международных соглашений.

    Экспорт угля в 2016 году рос во всех морских бассейнах, но особенно в Дальневосточном (+15%), на который и приходится основной его грузооборот (более 80 млн тонн в год). С Дальним Востоком связаны и главные перспективы развития морских угольных терминалов. Дело в том, что потребление угля в мире будет опережающими темпами расти именно в регионе Юго-Восточной Азии. Так, по прогнозам Международного энергетического агентства, в странах Юго-Восточной Азии спрос на этот энергоноситель будет увеличиваться на 4,6% ежегодно до 2040 года.

    Одним из самых перспективных угольных рынков является Индия, где 67% населения практически лишены доступа к электроэнергии. Учитывая развитие сталелитейной промышленности страны, здесь ожидается рост импорта коксующегося угля.

    Вьетнам, по прогнозам Международного энергетического агентства, станет чистым импортером угля, хотя раньше направлял на экспорт его существенные объемы, что связано с быстрым развитием энергетической отрасли и экономическим ростом.

    Значительный потенциал роста спроса на уголь имеет и Бангладеш, где заявлены проекты, ориентированные на использование угля.

    С другой стороны, спрос на уголь может снижаться со стороны его традиционных импортеров, таких как Южная Корея, Япония и Тайвань, ввиду политики диверсификации электроэнергетики. Впрочем, поддержать спрос в этих странах способны новые проекты, связанные с углем и отказ от ядерной энергетики в Японии.

    Что касается крупнейшего игрока на угольном рынке – Китая, то, по прогнозам аналитиков, в ближайшие годы спрос на уголь здесь будет незначительно снижаться, а затем выйдет на стабильный уровень.

    Перемещаясь на запад, стоит отметить, что определенный рост спроса на уголь ожидается со стороны Пакистана, Турции, Марокко и Египта.

    В США и Европе спрос на уголь, напротив, будет снижаться. В США из-за дешевого природного газа и экологического законодательства, в Европе из-за развития альтернативной энергетики.

    В целом прогнозируется, что до 2021 года объем мировой морской торговли углем вырастет, хотя и не превысит показателя 2013 года.

    Планы и инвестиции


    Для России это означает необходимость опережающих инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры для экспорта угля в дальневосточном направлении, расшивку узких мест на железной дороге и строительство новых портовых мощностей. В противном случае перспективный азиатский рынок быстро поделят конкуренты из Австралии, Монголии и Южной Африки.

    В Дальневосточном бассейне наиболее активно развивается АО «Восточный Порт». В 2017 году предприятие введет в эксплуатацию Третью очередь морского терминала, что позволит в 2019 году отправлять на экспорт 39 млн тонн российского угля в год. Весь запланированный объем перевалки обеспечен грузовой базой российского угля, добываемого в Кузбассе и других угольных бассейнах страны.

    Кроме того, заместитель председателя правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович недавно дал ряд поручений, касающихся строительства железнодорожного узла «Восточный – Находка» (Приморский край).  Так, в частности, президенту ОАО «РЖД» Олегу Белозерову было дано поручение совместно с Советом потребителей по вопросам РЖД и заинтересованными организациями внести изменения в генеральную схему развития ж/д узла «Восточный – Находка». Предложено увеличить пропускную способность железнодорожного узла исходя из гарантированного прироста объемов перевалки, осуществляемой АО «Восточный Порт», в объеме 20 млн тонн дополнительно в 2019 году. Также поручено обеспечить реализацию соответствующих технологических решений. Минтрансу России предписано подготовить предложения по реализации всего проекта «Восточный-Находка» в 2020  году с привлечением внебюджетного финансирования по концессионной схеме.  По оценке ИАА «ПортНьюс», данная мера позволит завершить строительство другого угольного терминала в порту Восточный - терминала «Север». Госзаказчиком работ является ФКУ «Ространсмодернизация». Оператором проекта выступает группа «Сумма». В настоящее время сроки строительства данного объекта, уже включенного в проект железнодорожного узла «Восточный – Находка», не соблюдаются. 

    Кроме того, на стадию реализации выходит проект компании «Сахатранс» в порту Ванино. В апреле 2017 года на площадку терминала запланировано осуществление первых поставок оборудования.

    Остальные проекты создания новых угольных мощностей в дальневосточных портах, о которых более подробно мы писали ранее, пока находятся на «бумажной» стадии, хотя их и немало.



    В Южном бассейне также необходимо развитие угольных терминалов, исходя из географии точек потенциального роста спроса. В этой связи большие надежды возлагаются на проект сухогрузного района морского порта Тамань. По итогам 2016 года объем перевалки угля через Южный бассейн вырос на 4,4%.

    На западном направлении, хотя спрос на уголь и не будет расти, тем не менее ощущается дефицит российских угольных мощностей, поскольку более 16 млн тонн российского угля в год по-прежнему экспортируется через иностранные порты Прибалтики, о чем более подробно мы писали ранее >>>> Здесь надежды по развитию возлагаются на проект Мурманского транспортного узла и порта Лавна, а также развития угольной перевалки в Усть-Луге и Высоцке. При этом крупнейший угольный терминал Балтийского бассейна «Ростерминалуголь» в 2016 году достиг рекордного показателя перевалки в 18 млн тонн.

    Очевидным риском при создании и расширении угольных терминалов является экологический. Тем не менее, он преодолим как через внедрение новых технологий защиты окружающей среды, как это делается тем же «Восточным портом», так и выносом терминалов, где это возможно, подальше от населенных пунктов. К примеру, в Мурманской области с этим связан проект Мурманского транспортного узла.

    Подводя итог можно сказать, что Россия нуждается в развитии специализированных глубоководных угольных терминалов, притом оборудованных новейшими системами защиты окружающей среды, во всех основных морских бассейнах. В противном случае мы рискуем остаться наедине со своим углем, отдав перспективные рынки многочисленным конкурентам.

    Виталий Чернов.