Наука на плаву

Логистическая операция к станции Восток

Фото с сайта raexp.ru / Станция Восток 

Станция основана в конце 1957 года, и сейчас это единственная действующая внутриконтинентальная российская антарктическая станция, поясняют в институте. Ее дважды реконструировали — в 1974 и 1982 годах. 

«Первые строения уже давно под толстым слоем снега, более современные погружены на глубину до пяти метров. На станции Восток довольно трудные условия – существующий комплекс практически полностью занесен снегом, и сотрудники экспедиции фактически живут внутри антарктического ледника, прокладывая ходы в снегу между помещениями. В рамках этой экспедиции мы завершили подготовку к началу строительства нового зимовочного комплекса, и это для нас очень важный результат. Из-за сложных метеоусловий, сезон, когда в Центральную Антарктиду можно доставить грузы и вести работы очень короткий, поэтому мы разработали модульный комплекс, который можно возводить быстро, в чем заключается одно из его преимуществ. Надеюсь, что в 2024 году мы сможем отметить новоселье», – рассказал «ПортНьюс» директор ААНИИ Александр Макаров.

С 2019 года велось послойное уплотнение снежной поверхности. В завершившемся сезоне на этом фундаменте с помощью крана установлены 36 опор высотой 3 м, что позволит станции оставаться незанесенной снегом на протяжении многих лет, кроме  этого закончен монтаж платформы-основания нового комплекса.

Станция находится на высоте почти 3500 м над уровнем моря и удалена от побережья почти на 1500 километров. Все необходимое сюда доставляется санно-гусеничными походами со станции Прогресс. Всего за сезон выполнили 13 таких походов: четыре для доставки топлива на промежуточные топливные базы «550 км» и «1100 км» и девять по маршруту: Прогресс–Восток–Прогресс. Всего на Восток доставили почти 1600 тонн генерального груза, затратив 1647 кубометров арктического дизельного топлива. Походы обеспечивали 25 механиков-водителей из состава РАЭ и 71 механик-водитель из состава ОАО «Запсибгазпром», которые управляли 40 тягачами «Полар-300», пятью тракторами-тягачами CAT и шестью вездеходами «Бурлак». 

Доставка грузов к берегам Антарктиды обеспечивалась, конечно, и морскими судами, подчеркивают в ААНИИ. Для обеспечения работ были задействованы теплоходы «Мыс Дежнева» и «Андрей Осипов» (вышли из Петербурга в сентябре 2021 года), танкер «Ярослав Мудрый» и ледокол «Капитан Хлебников» (вышли из Владивостока). «Суда встретились в районе северной границы дрейфующих льдов моря Содружества 30 октября, и под проводкой ледокола пошли через ледовый массив в залив Прюдс», — рассказывают в институте. Как и прогнозировали специалисты ААНИИ, ледовая обстановка оказалась крайне сложной, поэтому проводка первого из судов – т/х «Мыс Дежнева» до бухты Тала в районе станции Прогресс заняла 27 суток.
 
Всего доставлено и выгружено на склад временного хранения 6783 тонны строительных грузов, 4050 тонн арктического дизельного топлива. Кроме того, суда доставили 138 специалистов-строителей. Разгрузку завершили 18 декабря, а 24 декабря «Капитан Хлебников» вывел суда из ледового массива залива Прюдс.
«Это очень сложная и масштабная логистическая операция. Но новый комплекс позволит не только продолжить исследования в безопасных условиях, но и начать новые научные проекты. Также он обеспечит высокий уровень комфорта, в то время как существующие постройки не очень комфортные. Поэтому мы с большим трепетом относимся к этому проекту, и очень рады началу строительства», – говорит Александр Макаров.
Новый зимовочный комплекс состоит из пяти модулей: два служебно-жилых помещения, служебное здание с дизель-генераторными установками и системой очистки и хранения воды, склад с резервным дизель-генератором и гараж. Общая площадь помещений составит более 1900 кв.м. Помимо жилых помещений и лабораторий здесь появятся медицинский блок с операционной, стоматологическим и рентген-кабинетом, барокамерой, кают-компания с бильярдом и кинозалом, спортзал и сауна. Предусмотрены системы рекуперации воздуха и очистки технической воды для повторного использования. Все системы имеют двойное или тройное резервирование, предусмотрен двухлетний запас топлива и продуктов. Новая станция обеспечит проживание и научно-исследовательскую деятельность 15 человек во время зимовки и 35 человек в сезон. 
Фото с сайта raexp.ru / Станция Восток

Доставка грузов к берегам Антарктиды обеспечивалась, конечно, и морскими судами, подчеркивают в ААНИИ. Для обеспечения работ были задействованы теплоходы «Мыс Дежнева» и «Андрей Осипов» (вышли из Петербурга в сентябре 2021 года), танкер «Ярослав Мудрый» и ледокол «Капитан Хлебников» (вышли из Владивостока). «Суда встретились в районе северной границы дрейфующих льдов моря Содружества 30 октября, и под проводкой ледокола пошли через ледовый массив в залив Прюдс», — рассказывают в институте. 

Как и прогнозировали специалисты ААНИИ, ледовая обстановка оказалась крайне сложной, поэтому проводка первого из судов – т/х «Мыс Дежнева» до бухты Тала в районе станции Прогресс заняла 27 суток. Всего доставлено и выгружено на склад временного хранения 6783 тонны строительных грузов и 4050 тонн арктического дизельного топлива. Кроме того, суда доставили 138 специалистов-строителей. Разгрузку завершили 18 декабря, а 24 декабря «Капитан Хлебников» вывел суда из ледового массива залива Прюдс.

Фото с сайта raexp.ru / Судно «Академик Федоров»

«Это очень сложная и масштабная логистическая операция. Но новый комплекс позволит не только продолжить исследования в безопасных условиях, но и начать новые научные проекты. Также он обеспечит высокий уровень комфорта, в то время как существующие постройки не очень комфортные. Поэтому мы с большим трепетом относимся к этому проекту, и очень рады началу строительства», – говорит Александр Макаров.

Новый зимовочный комплекс состоит из пяти модулей: два служебно-жилых помещения, служебное здание с дизель-генераторными установками и системой очистки и хранения воды, склад с резервным дизель-генератором и гараж. Общая площадь помещений составит более 1900 кв.м. Помимо жилых помещений и лабораторий здесь появятся медицинский блок с операционной, стоматологическим и рентген-кабинетом, барокамерой, кают-компания с бильярдом и кинозалом, спортзал и сауна. Предусмотрены системы рекуперации воздуха и очистки технической воды для повторного использования. Все системы имеют двойное или тройное резервирование, сохраняется двухлетний запас топлива и продуктов. Новая станция обеспечит проживание и научно-исследовательскую деятельность 15 человек во время зимовки и 35 человек в сезон.