Как победить угольную пыль

Методы борьбы с пылью

Об источниках образования угольной пыли на морских терминалах  и методах защиты от нее, применяемых в мировой и отечественной  практике, рассказал ИАА «ПортНьюс»  директор по развитию проектной компании «Морстройтехнологии» Сергей Семенов.

Угольная пыль на морских терминалах образуется, в основном, при механическом воздействии на уголь, то есть, в процессе перегрузки, а также вследствие ветровой эрозии открытых штабелей определенных марок угля.

На территории порта, как правило, есть три наиболее крупных источника пыления, где  происходят различные манипуляции с углем: при выгрузке его из вагонов, погрузке на судно, а также при заполнении и разгрузке склада.

Надо понимать, что при любых методах  борьбы с угольной пылью  100%  защиты от нее нет даже при использовании всех существующих методов защиты и закрытых технологий. Между тем, значительно снизить объем пыления можно.

Существует несколько методов борьбы с угольной пылью в морских портах. Прежде всего, за счет применения технологии организации производства таким образом, чтобы механическое  воздействие на груз производить как можно реже.

Второй способ -  укрытие механического оборудования или отдельных зон с интенсивным пылением. Например, станции по разгрузке вагонов. Если само судно укрыть невозможно, то эта мера защиты может быть применена для некоторых пересыпных станций, где осуществляется пересыпка груза с одного конвейера на другой. Теоретически можно закрыть и склад хранения угля, но это имеет свои негативные последствия.

Третий - простой, эффективный и максимально применяемый в разных странах метод - увлажнение угля. Лучше и проще орошать водяной пылью  уголь при положительных  температурах. Теоретически это можно делать и зимой с помощью снежных пушек, но эффект будет значительно меньше, нежели летом.

Четвертый метод - применение разнообразных химических составов. Можно к разным типам угля подобрать химические составы, которые будут создавать корку на поверхности угля, препятствуя его пылению. Однако следует понимать, что большинство этих составов работают только против пыления от ветровой эрозии. При механическом воздействии на  уголь действие этих составов значительно снижается.

Как косвенный, пятый метод укрытия, - применяются защитные экраны. Это могут быть ветрозащитные стенки с перфорацией, ограждающие лесополосы, а также удаление угольного терминала от зон жилой застройки.

Смысл пылезащитных стенок - борьба не с самой угольной пылью, а с ее распространением на большие расстояния. Перфорация в стенках позволяет существенно снизить  скорость ветра. Как следствие, пылинки угля быстрее оседают, а площадь распространения пыли уменьшается.

Шестой - самый простой и тоже достаточно эффективный метод -  регулярная гигиена терминала: механическая уборка, борьба с просыпами и т.д. Пожалуй, я перечислил все основные методы борьбы с угольной пылью, существующие в мировой и отечественной практике.

Если говорить об общемировой практике, то в мире доминируют открытые терминалы угля, поскольку это самое экономичное решение с точки зрения перевалки  крупных объемов угля. Как правило, укрываются отдельные зоны - преимущественно станции по разгрузке вагонов, иногда пересыпные станции, реже - стационарные конвейерные линии.

Основной метод борьбы с пылью, применяемый на угольных терминалах, прежде всего, - увлажнение угля. В редких случаях, создание барьеров в виде лесозащитных зон или ветрозащитных стенок. И это работает, потому что подавляющее большинство угольных терминалов находятся на территориях, где редко бывают отрицательные температуры. Поэтому в мире есть много терминалов, которые приближены к городским территориям. В частности, в Канаде есть терминалы, которые находятся на расстоянии не более 200 метров от жилья. Достаточно много угольных терминалов, которые находятся от жилья на расстоянии 600 метров, в Австралии, в Китае, в Польше.  Причем, это, в основном, открытые терминалы,  но с применением  эффективных методов борьбы с пылением.

В России около 70% угольных терминалов работают в условиях длительного периода отрицательных температур, когда орошение угля не столь эффективно. Для снижения объемов пыления на российских угольных терминалах целесообразно использовать следующие технологии защиты.  Назову их по степени важности и эффективности.

Самый эффективный и дешевый метод - это орошение водой угля летом, а зимой снегом. Второй - укрытие ключевых пылящих зон: станции разгрузки вагонов и, в меньшей степени, пересыпные станции. Третий метод – устройство ветрозащитных стенок, которые могут обеспечить снижение до 80% угольной пыли на достаточно небольшом расстоянии от терминала. Четвертый -  механическая постоянная уборка территории терминала.  

В последнее время достаточно много обсуждается вопрос о полном закрытии угольных терминалов. Между тем, полностью закрытых угольных терминалов быть не может, поскольку невозможно закрыть все участки по перевалке угля – судопогрузочную машину и зону погрузки угля на судно.

Также проблематично и укрытие складов хранения угля.  Это мероприятие в определенном смысле эффективное, но крайне дорогостоящее и создающее другие сопутствующие проблемы. В частности, удорожание процесса перевалки приведет к тому, что торговля углем станет невыгодной. Не секрет, что цена угля не так велика, а транспортировка в конечной стоимости ресурса и так имеет значительную составляющую. Помимо этого, в закрытых складах необходимо решать непростые вопросы, связанные с пожаро- и взрывобезопасностью объекта.

Что касается дискуссий относительно перевалки угля через специализированные или универсальные терминалы, то, несомненно, специализированные  более эффективны из-за применения в их работе технологических мероприятий и оборудования, которое обеспечивает меньшее число операций по перемещению угля  и обеспечивает быструю и интенсивную работу с грузом. Это позволяет снизить источники пыления. Опять же, на специализированных терминалах возможна реализация мероприятий по частичному укрытию наиболее болезненных зон, что невозможно на универсальном терминале.

Заочный круглый стол организован ИАА «ПортНьюс» в партнерстве с угольным портовым холдингом ООО «Управляющая портовая компания» (является единым исполнительным органом специализированных портов с высокотехнологичной перевалкой угля АО «Восточный Порт» и АО «Ростерминалуголь»). С полной версией заочного круглого стола, подготовленной в видеоформате, можно ознакомиться на сайте «ПортНьюс» >>>>  

Подготовила Татьяна Вильде