Российские регионы взяли курс на развитие скоростных пассажирских перевозок. Основой флота для речного сообщения внутри страны могли бы стать суда на подводных крыльях: например, модели «Валдай», выпускаемые ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева.
Придя на смену советским «Восходам», «Кометам» и «Полесью», СПК «Валдай» отличается своей скоростью. Судно на подводных крыльях перевозит за раз 45 пассажиров и может разгоняться до 75 километров в час, тогда как другие суда идут со скоростью 12-15 километров в час.
О том, насколько популярны поездки на «Валдаях», лучше всего говорит статистика. Так, в навигацию 2024 года отмечается существенный рост пассажиропотока во многих регионах.
В Самаре регулярные пассажирские перевозки на скоростных судах начались в 2022 году. К сожалению, опыт эксплуатации «Валдаев» в этом регионе оказался не самым радужным.
Эксплуатирующая компания подала множество рекламаций: суда останавливались прямо посреди Волги с пассажирами на борту, причем выходили из строя как основная, так и резервная энергосистемы. Капитаны самарских «Валдаев» рассказали «ПортНьюс» о случаях поломки судов прямо во время рейсов.
Ключевые рекламации:
1. Система гидравлики (выход из строя, отказ, подтекание соединений),
2. Остекление пассажирского салона,
3. Электрооборудование (выход из строя систем).
В Самаре ситуация с поломками «Валдаев» оказалась серьезной. В августе прошлого года два скоростных судна были признаны Российским классификационным обществом негодными к плаванию. Регистровые документы, а также право и дальше осуществлять перевозки были возвращены только после ремонта и устранения всех поломок.
С поломками «Валдаев» столкнулись и в Чувашии. Так, в августе текущего года региональный Минтранс сообщил об отмене нескольких рейсов из-за сломанного двигателя.
Несколько рекламаций было направлено в адрес производителя и судоходной компанией «Дон», работающей в Ростовской области. Последние технические неполадки были связаны гидравликой. Как рассказал генеральный директор Герман Лопаткин, общее время простоя судов из-за ремонта с учетом технического обслуживания в эту навигацию составило 18 дней. В то же время в компании отмечают: суда, переданные в Ростовую область, — 17-е и 18-е в серии, к выпуску этих «Валдаев» производитель успел учесть хоть и не все, но исправить какие-то недоработки смог.
Вопросы от судоходных компаний поступают не только по качеству скоростных судов, но и по срокам поставки новых. Так, завод-изготовитель перенес поставку шести «Валдаев» с 2025 года на 2027-й, что привело к срыву некоторых контрактов. Например, в Пермском крае и вовсе отказались от приобретения двух «Валдаев», которые власти региона хотели поставить на линию в 2025 году.
В текущем году не были поставлены суда в Саратовскую область, о чем в своем телеграм-канале сообщил губернатор региона Роман Бусаргин. Первый теплоход в регионе ждали в августе, второй — до конца сентября.
Скоростные суда на подводных крыльях «Валдай» разработаны и строятся в Нижнем Новгороде с 2017 года. Сегодня построено уже более 20 скоростных судов.
При эксплуатации «Валдаев» есть определенные ограничения. Например, скоростные суда очень сильно зависят от светового дня и не могут осуществлять перевозки в темное время суток. Не могут они выходить и на большую воду, поэтому подходят не каждому региону.
Эксперт КБ «Петробалт» по проекту разработки скоростных пассажирских судов Виктор Соколов отмечает: «Идеи создания судов на подводных крыльях, заложенные в научные и технические решения, живут и развиваются. Однако принципиальные идеи, которые в свое время были заложены в проекты «метеоров», «валдаев» и «комет», к настоящему времени полностью исчерпаны. От современных судостроителей требуются новые принципиальные схемы и новые технические решения».
Даже малейшие недочеты в проектировании на флоте могут стоить очень дорого и обернуться серьезными последствиями. Вот почему опрошенные эксперты и эксплуатанты в один голос утверждают: «Проект «Валдаев» необходимо доработать».
Спасибо за ваши просмотры!
Пишите комментарии, ставьте лайк, подпишитесь на канал.
──────────────────────────
Наш сайт https://portnews.ru/
- «ПoртНьюс» в Telegram
- «ПoртНьюс» во Вконтакте
- «ПoртНьюс» в Дзен
- «ПoртНьюс» в Рутуб
- «ПoртНьюс» в Ютуб
──────────────────────────
ПортНьюс ТВ — канал отраслевого информационного агентства «ПортНьюс». Морские новости в видеоформате, аналитические обзоры, интервью, сюжеты про судостроение, судоходство и отечественное оборудование, интересные факты об отрасли.