Эффективность логистики – одна из ключевых тем Петербургского международного экономического форума 2025 (ПМЭФ 2025). Углеводороды и энергетику обсуждали в этом году гораздо скромнее, зато развитию транспортных коридоров, безопасности новых морских маршрутов и вопросам импортозамещения было посвящено много сессий.
Важное и достойное место в мировой торговле занимает рынок транспортных услуг. И именно судоходство остается не только основным драйвером роста национальных экономик, но и дает дополнительные политические козыри крупным морским державам.
Арктика и дальневосточное побережье России обеспечивают выход судов прямо в Мировой океан. Этим нельзя не воспользоваться. Поэтому вопросы судоходства по Северному морскому пути неизменно обсуждаются на каждом крупном экономическом форуме.
На трассах Севморпути растет судопоток, и даже владельцы контейнерных судов находят возможность выстраивать сеть новых маршрутов. «Росатом» и китайская компания New New Shipping планируют строительство контейнеровозов ледового класса Arc7, чтобы такие суда смогли работать на Северном морском пути круглогодично. Приступить к строительству госкорпорация и ее партнеры хотят в ближайшие пять лет, но ожидают финансовой поддержки и субсидий от правительств как России, так и Китая. С российской стороны есть понимание необходимости поддержки арктических проектов.
Для строительства нового флота нужны новые верфи. Большой контракт на 300 миллиардов рублей заключил банк ВТБ с правительством Санкт-Петербурга, где на базе судостроительного завода «Северная верфь» будет построен новый крупнотоннажный судостроительный комплекс.
Судовые двигатели – один из камней преткновения в реализации отечественных судостроительных проектов. Но и эта позиция судового оборудования уже движется по пути импортозамещения. «Трансмашхолдинг» не только разрабатывает отечественные судовые двигатели, но и предлагает поправки в законодательство.
Новые безэкипажные морские технологии российские производители представили на ПМЭФ на стенде Севастопольского университета.
Не смотря на некоторое снижение грузооборота в портах России, представители бизнеса ищут возможности для нового роста.
В ближайшее время эксперты ожидают не только увеличения объема перевозок, но возвращения в Россию иностранного бизнеса. Однако до сих пор не урегулирован вопрос об условиях возвращения в Россию иностранных линий, ранее покинувших отечественный рынок.
В сюжете представлены комментарии спикеров:
- Представитель президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин
- Начальник управления президента РФ по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков
- Президент и председатель правления ВТБ Андрей Костин
- Специальный представитель по вопросам развития Арктики госкорпорации «Росатом» Владимир Панов
- Президент ПАО «ДВМП» (FESCO) Петр Иванов
- Представитель, NewNew Shipping Line Кэ Цзинь
- Генеральный директор Safetrans Line Алексей Мавлютов
- Заместитель генерального директора АО «Трансмашхолдинг» Артем Леднев
- Директор института радиоэлектроники и интеллектуальных технических систем Севастопольского госуниверситета Алексей Кабанов
- Генеральный директор ООО «Си-Шиппинг» Алексей Гагаринов
- Генеральный директор ООО «Транзит» Александр Чевелюк