Важнейшие темы дискуссий на полях Петербургского международного экономического форума в 2024 году – развитие российской Арктики и отечественного судостроения. Вопросы устойчивого развития международной торговли, значительная часть которой приходится на судоходство, обсуждались с акцентом на Северный морской путь. Эта транспортная артерия уверенно привлекает все больше иностранных инвесторов.
- СЕВМОРПУТЬ 00:27
Железнодорожные выходы к Северному морскому пути в настоящее время существуют в районе Мурманска, Архангельска и Владивостока, однако этого недостаточно.
Пока что транзитные перевозки в общем объеме грузооборота Северного морского пути составляют менее 10%. Но иностранные игроки морского бизнеса уверены, что этот российский арктический маршрут надежнее других морских маршрутов.
Очевидно, что международный транспортный маршрут должен быть доступен круглогодично, а, следовательно, важнейшие инвестиции в инфраструктуру Северного морского пути должны касаться развития российской ледокольной группировки. Важной новостью форума стало анонсирование строительства четырех дизель-электрических ледоколов, строительство которых будет идти наряду с заявленными ранее атомоходами.
- НОВЫЕ ВЕРФИ 03:30
Для строительства ледоколов, крупнотоннажных судов арктического класса и иного гражданского флота, в России остро не хватает верфей. Пример судостроительного комплекса «Звезда», построенного Роснефтью под Владивостоком, продемонстрировал как предложение рождает спрос – новая верфь за несколько лет оказалась полностью загружена заказами.
Сейчас ВТБ хочет за пять лет построить в России две новые верфи и значительно обновить производственную базу судостроения. Реконструкция старых предприятий ОСК начнется с Северной верфи.
- ПЭБы 04:20
Для проектов комплексного освоения труднодоступных регионов требуются не только морские суда, но и плавучие энергоблоки. Интерес к покупке ПЭБ проявляют как в России, так и еще в десятках стран мира. Только в Арктической зоне потребность в плавучих энергоблоках оценивается в 15 единиц.
Машиностроительный дивизион Росатома и сервисная компания «Газпром шельфпроект» выработают оптимальные решения для транспортировки корпусов плавучих энергоблоков. Соглашение в области развития компетенций для логистики было подписано в рамках Петербургского международного экономического форума.
- ЗЕЛЕНОЕ СУДОХОДСТВО 05:22
Российский морская торговля развивается, и Российское государство, как полноправный член Международной морской организации, продолжает работу по достижению целей, поставленных ИМО в части декарбонизации судоходства.
Однако, крупные игроки российского нефтегазового рынка призывают с осторожностью относиться к так называемой «глобальной зеленой повестке», предупреждая, что к полноценному энергопереходу мир еще не готов.
- СЕВЕР-ЮГ 06:48
Для международного судоходства Россия уверенно создает новые транспортные коридоры, причем не только в широтном направлении, но и в меридиональном. «Север-Юг» – мультимодальный маршрут транспортировки грузов от порта Мумбаи до Санкт-Петербурга, общей протяженностью более 7 тысяч километров, не раз обсуждался участниками ПМЭФ. Хотя сегодня уже все планы сверстаны, новые международные игроки продолжают вливаться в этот глобальный проект.
Так Россия и Оман могут создать транспортно-логистический хаб на Ближнем Востоке, а портовая инфраструктура Омана и стран Персидского залива будет аккумулирована в работу коридора «Север-Юг».
Важным элементом коридора «Север-Юг» является российский порт на Каспии — Махачкала. Предстоит развитие этого порта, поэтому в регионе растет потребность в квалифицированных специалистах.
Для развития кадрового потенциала Республика Дагестан и Федеральное агентство морского и речного транспорта подписали соглашение, предусматривающее открытие в Каспийске морского колледжа — филиала Волжского государственного университета водного транспорта.
- ЦИФРОВИЗАЦИЯ 08:14
Новое время диктует потребность в новых технологиях. Грузовладельцам важно понимать где находится их груз, когда он будет доставлен и какие дополнительные издержки или, возможно, скидки можно получить в разных ситуациях. Для решения высокотехнологичных задач в морские порты приходят IT решения. И здесь несомненное лидерство - у интерактивных сервисов FESCO, которые уже активно применяются компанией на своем контейнерном терминале во Владивостоке.
В 2024 году Петербургский международный экономический форум посетило рекордное число участников – почти 22 тысячи человек из 139 стран и территорий. Только в сфере транспорта и логистики на форуме было подписано 50 соглашений.