Главным посылом Петербургского международного экономического форума стала открытость российской экономики. Как подчеркнул президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании, Россия не намерена самоизолироваться. Напротив, она заинтересована в активной внешней торговле. Одним из экономических принципов президент назвал опережающее развитие транспортной инфраструктуры.
В связи с разворотом логистики на Восток и дефицитом провозной способности Восточного железнодорожного полигона все большее значение приобретает Северный морской путь.
После ужесточения западных санкций ключевыми партнерами России становятся страны Азии, Африки и Южной Америки. Как сообщил в ходе Форума президент России Владимир Путин, внешняя торговля России в январе-апреле 2023 года оказалась в плюсе на $22,6 млрд. В 2022 году товарный экспорт из России составил $592 млрд, причем $188 млрд пришлось на несырьевой неэнергетический экспорт. И главную роль в торговле с новыми партнерами по-прежнему играет морской транспорт. В рамках сессии «Актуализация долгосрочной промышленной политики России для новой реальности» министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров назвал судостроение одним из ключевых направлений, связанных с национальной безопасностью и обеспечивающих суверенитет страны.
Россия до сих пор сохраняла сильную зависимость от иностранных судов. В нынешних геополитических условиях одна из целей ‒ создать собственный флот под новые задачи. Наибольшая потребность ощущается в сегменте балкерного флота, но строить необходимо и другие типы судов, в частности, контейнеровозы, паромы, суда смешанного типа река-море. Минпромторг уже внес изменения в масштабную судостроительную программу с учетом привлечения средств фонда национального благосостояния.
На сессии «Социальные партнерства как новое конкурентное преимущество» обсуждались долгосрочные проекты, направленные на привлечение, удержание и развитие кадрового потенциала, например, строительство ледовой арены в Находке. Это большой капиталоемкий проект - более 800 миллионов рублей.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что первый – и самый сложный, этап разворота логистики на Восток завершен. Теперь необходимо работать над тем, чтобы развивать порты, флот, транспортные артерии под новые задачи.В сюжете представлены комментарии генерального директора ОСК Алексея Рахманова и генерального директора ООО «УГМК-Транс» Ирины Ольховской.