В Санкт-Петербурге возродили забытую практику строительства судов из железобетона. На судостроительной верфи компании «Балтспецпроект» весной 2023 года завершились корпусные работы на первом несамоходном композитном сталебетонном судне «НеоБетон». Его спустили на воду еще в декабре 2022 года. При спусковом весе около 4 тысяч тонн, корпус был успешно спущен на воду в условиях отрицательных температур и неблагоприятной ледовой обстановки.
Дешевые прочные и стойкие к коррозии суда из бетона начали строить еще в 19-м веке на верфях Турции и Китая. А идея бетонного судостроения принадлежит французскому изобретателю Жану Луи Ламбо. Сегодня в Петербурге не просто возродили несправедливо забытую технологию, но и добавили в нее современные ноу-хау.
Железобетон используется достаточно широко при строительстве доков, дебаркадеров и плавпричалов. Это судно тоже будет установлено неподвижно, но при этом станет удобным местом хранения и перевалки нефтепродуктов.Основные плюсы бетонного судна – его можно дешево и быстро построить даже не привлекая высококвалифицированный персонал. Преимуществом такого судна, помимо чисто экономических плюсов, является то, что железобетонные суда не подлежат докованию, в отличие от обычных судов, для которых это необходимо.
Судно «НеоБетон» имеет малую осадку, всего четыре с половиной метра, поэтому может использоваться на мелководных арктических акваториях и закрытых бухтах и портопунктах Северного морского пути. Специальные покрытия, которые наносят на сухой бетон обеспечивают 100% непроницаемость корпуса. Это свойство можно использовать для хранения угля, комплексов технологического оборудования и даже, при внесении изменений в проект, судно может стать плавгостиницей.
В сюжете представлен комментарий директора компании-проектировщика судна ООО «БалтСпецПроект» Никиты Безлепкина.