В ходе XI форума «АРКТИКА: настоящее и будущее» в интервью «ПортНьюс-ТВ» заместитель председателя Правительства Архангельской области – министр экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Виктор Иконников рассказал о развитии ключевых проектов арктической инфраструктуры.
- Как решается проблема дефицита инфраструктурных мощностей на подходах к Архангельскому порту?
- Объем перевалки Архангельского порта в прошлом году составил 4,8 млн. тонн грузов, что на 7,2 % выше уровня предыдущего года. В 2021 году прирост будет не меньше. Мы столкнулись с инфраструктурными ограничениями, которые могут повлиять на своевременность приёма и отправки грузов, а также стабильность работы Архангельского транспортного узла. Это, например, инфраструктурные ограничения
на путях РЖД. Станция Соломбалка (Архангельск), на которую завязана большая часть наших терминалов, в предыдущие годы показала среднюю загрузку около 80 %. В пики там происходило что-то невероятное, и это препятствует доставке грузов до наших портовых терминалов. Сейчас мы плотно работаем с ОАО «РЖД» над тем, чтобы запустить проект по реконструкции и расширения станции. Я уверен, что он будет реализован.
Также есть вопросы по расширению железнодорожной магистрали до Карпогор (железнодорожная линия Карпогоры — Вендинга — часть меридиональной магистрали «Белкомур» по направлению Архангельск — Сыктывкар – Пермь). В ближайшее время будет запущен большой инвестиционный проект (завод ГК «Устьянский лесопромышленный комплекс»), который будет генерить более 1 млн. тонн грузов в год. Для того чтобы вывезти эти грузы от места производства до Архангельска, требуется реконструкция железнодорожных магистралей.
Также мы сталкиваемся в процессе реализации проектов с дефицитом магистральных мощностей газопровода, где-то необходима серьезная реконструкция энергосетей. Наш посыл на форуме: планы монополистов, их инвестиционные программы, должны быть синхронизированы с реализацией инвестиционных проектов в Арктике. Это крайне важно. Безусловно регионы будут способствовать этому. Если будет больше системных решений, то это позволит инвесторам более уверенно смотреть на реализацию проектов.
- Запланированы сейчас в инвестпрограмме РЖД инвестиции в реконструкцию станций?
- Мы в процессе обсуждения.
- Уточните, пожалуйста, параметры инвестпроекта.
- Строительство большого лесоперерабатывающего комплекса в Карпогорах – один из больших проектов, реализующихся в настоящее время, его завершение запланировано на 2023 год. С 2024 года мы планируем выйти на проектную мощность. Более 1,0 млн. тонн продукции планируется отгружать с завода, это пеллеты и пиломатериалы.
- Какие инвестиции в развитие портового хозяйства делает бизнес?
- В Архангельском морском порту 12 терминальных комплексов, работающих с различной номенклатурой грузов. Шесть терминалов работают с генеральными грузами для обеспечения проектов в Арктике. Компании – стивидоры реагируют на те вызовы, которые ставит перед ними рынок и заказчики. В связи с возрастающим спросом на перевалку в каботажном направлении они реализуют инвестиционные программы – модернизируют портовую инфраструктуру, приобретаются краны, технику, вводят новые крытые склады, площадки для накопления груза.
Например, АО «Архречпорт» буквально за полгода организовало площадку 12,5 га для организации перевалки трубной продукции на Таймыр. Расширяют площадки для накопления и хранения груза АО «Архангельский морской торговый порт» и ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис», этими компаниями приобретены новые краны большой грузоподъёмности, ричстакеры для работы с контейнерами и трубной продукцией и т.п. Есть планы по строительству и вводу в эксплуатацию новых причалов. Планирование грузопотока операторами арктических проектов на период 4-5 лет обеспечит развитие терминалов и привлечение инвестиций в портовые мощности.
Интервью провела Яна Войцеховская