• 10 октября 2022

    От кого: Виталий Чернов

    (Руководитель отдела аналитики ИАА «ПортНьюс», news@portnews.ru)

    О чем: Восстание из машин: автономное судоходство и киберпреступность


    - Морской транспорт с каждым годом становится все "умнее". Электронная навигация, Интернет вещей, блокчейн, технологии автономного судоходства и искусственного интеллекта становятся все более привычными для отрасли. С одной стороны, они сильно облегчают жизнь, позволяют экономить на экипаже и автоматизировать рутинные процессы. Например, с помощью блокчейна можно отслеживать грузопотоки и даже совершать транзакции в автоматическом режиме. Интернет вещей позволяет автоматизировать передачу данных о техническом состоянии судна и его узлов в сервисную службу. Искусственный интеллект и автономное судовождение позволяют сократить экипаж и в перспективе - вообще обходиться без него.

    Однако у всего этого имеется и оборотная сторона. Чем "умнее" судно, тем выше риск совершения в отношении него киберпреступлений. Так, по данным Dryad Global, специализирующейся в сфере безопасности судоходства, за последние пять лет количество случаев кибератак на морском транспорте выросло в десять раз и это число продолжает расти.

    Рост киберугроз приведет - и уже приводит, к более жесткому регулированию на уровне ИМО и национальных администраций и повышению требований к кибербезопасности. Ведь, например, перехват управления автономным судном несет в себе не только риски для бизнеса, но и террористические угрозы.

    Очевидно, что компаниям, эксплуатирующим "умные" суда, придется создавать отделы, специализирующиеся на этих вопросах, либо обращаться к сторонним специализированным компаниям. В конечном итоге экономия на экипажах и менеджерах, занимающихся рутинными процессами, может быть сведена на нет необходимостью содержания специалистов в сфере цифровой безопасности. Это не означает, что тренд на цифровизацию судоходства сойдет на нет, поскольку цифровая технология развивается, создавая вокруг себя экосистему, войти в которую будет невозможно без "умных" технологий. Например, это электронная навигация, автоматизированный обмен данными между береговыми службами и судами, дистанционное отслеживание технического состояния узлов и агрегатов на судне и т.д. Однако нужно быть готовым к тому, что новая технологии принесет с собой не только один удобства и экономию, но и новые проблемы и новые расходы.