• 4 апреля 2022

    От кого: Виталий Чернов

    (Руководитель отдела аналитики ИАА «ПортНьюс», news@portnews.ru)

    О чем: Второе дыхание каспийской логистики


    - По итогам работы за 2021 год грузооборот морских портов Каспийского бассейна сократился по сравнению с 2020 годом на 14% и составил 6,97 млн тонн, в основном за счет сокращения экспорта зерна и нефти. При этом рос экспорт в Иран растительного масла.

    Каспий, на наш взгляд, будет играть более важную роль во внешней торговле России, поскольку ожидается оживление торговли с Ираном и через Иран, и с учетом нынешней ситуации можно предположить, что перевозки зерна, масла и нефти в этом бассейне в среднесрочной перспективе возрастут. Соответственно, портовая инфраструктура России здесь будет нуждаться в расширении и модернизации.

    В 2022 году планировалось приступить к проектным работам по реконструкции нефтепирса №1 в порту Махачкала с реконструкцией подходных каналов. Выполнение проекта позволит принимать танкеры грузоподъемностью 13 тыс. тонн без ограничений, что увеличит мощность нефтепирса до 4 млн тонн в год.

    Также существует проект по реконструкции Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК), который планировалось завершить в 2028 году. В 2022 году должны быть проведены предпроектные работы, а проектирование планируется осуществить в 2023-2024 годах, строительство — в 2024-2028 годах.

    Имеется и проект организации круглогодичной навигации на маршруте Астрахань - Ростов-на-Дону, который подразумевает достижение девятимесячной, а затем одиннадцатимесячной навигации на данном маршруте. Для этого предполагается провести реконструкцию 19 гидротехнических сооружений, реконструкцию плотин на Николаевском и Кочетовском гидроузлах. В результате объем грузоперевозок на данном участке должен вырасти на 4 млн тонн в год, количество проходов судов на 100 ед. в год. Объем затрат на реализацию проекта оценивается в 89,8 млрд руб. Особенно важным этот проект видится сейчас, в условиях закрытого Азовского моря и минной опасности в Черном море. Конечно, к моменту окончания его реализации ситуация должна измениться, тем не менее, иметь альтернативный черноморскому логистический маршрут никогда не будет лишним.

    Не исключено, что в изменившихся условиях все эти проекты придется ускорить, возможно, перенаправив часть финансирования от проектов в менее перспективных, с учетом новой геополитической ситуации, регионах.