• 14 февраля 2022

    От кого: Виталий Чернов

    (Руководитель отдела аналитики ИАА «ПортНьюс», news@portnews.ru)

    О чем: От безуглеродного судоходства к безудержной инфляции


    Всемирный совет судоходства определил шесть путей достижения светлого безуглеродного будущего мирового судоходства. Каждый из этих путей должен стать частью расширенной Стратегии международной морской организации (ИМО) по выбросам парниковых газов, которая будет рассмотрена в июне этого года на 78-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО.

    Все пути, впрочем, ведут к существенному удорожанию морской логистики и как следствие - инфляционному давлению по всей цепочке поставок.

    Что предлагается сделать?

    Взимать углеродный налог у компаний, использующих традиционные виды топлива через механизм торговли углеродными единицами, что приведет, понятно, к росту их издержек, которые пойдут в цену фрахта.

    Далее, введение процедуры анализа жизненного цикла топлива с фиксацией выбросов от него на всех этапах использования. По факту, это приведет к появлению рынка соответствующего аудита и отчетности и, надо полагать, в том числе серого.

    Развитие глобального производства безуглеродного топлива: создание инфраструктуры «с нуля» требует больших объемов капзатрат, которые ляжут, в конечном счете, на плечи конечных потребителей, будучи заложенными в ставки фрахта. Кроме того, та бункеровочная инфраструктура и флот, которые уже существуют, окажутся невостребованными, ее придется списывать или модернизировать, что опять же не закончится ничем иным, как ростом стоимости бункерного бузеглеродного топлива и следовательно, себестоимости морских перевозок.

    Запрет на строительство судов, работающих на ископаемом топливе, как следствие приведет к резкому росту стоимости строительства нового флота, особенно в первые годы, когда технологии еще не отработаны.

    Резкое увеличение объемов научно-исследовательских работ потребует инвестиций, в том числе со стороны бизнеса, что, опять же, будет заложено в ставки фрахта.

    Надо сказать, сейчас не лучшее время для борьбы за климат - победить бы пандемию, благодаря которой ставки фрахта в сухогрузных сегментах и так взлетели до небес и частично перераспредили логистические схемы в пользу железнодорожного транспорта. Полагаем, что излишне рьяная борьба с потеплением климата может обернуться лишь дальнейшим ралли на рынке фрахта, уходу части грузов с deep-sea маршрутов, а также к слияниям и поглощениям на рынке линейных операторов с соответствующей олигополизацией рынка.