• 26 октября 2011 06:36

    Операция по спасению танкера «Григорий Бугров» успешно завершена (фото)

    Операция по спасению танкера «Григорий Бугров» успешно завершена. Как сообщает пресс-служба «Морского инженерного бюро», принимавшего участие в операции, 25 октября 2011 года караван с аварийным судном прибыл в порт Астрахань. Вечером «Григорий Бугров» отшвартовали к причалу №3 специализированной организации ЗАО «Эко+».

    Разлива 6138 тонн мазута, находившихся на борту судна, удалось избежать, так как танкер «Григорий Бугров» в 2005 году прошел переоборудование с полной заменой грузовой зоны и реновацию корпуса на уровень 2SS по проекту «Морского инженерного бюро», отмечается в сообщении. После переоборудования судно полностью соответствовало требованиям международной Конвенции МАРПОЛ (в том числе по двойному дну и двойным бортам).

    Напомним, танкер столкнулся с неизвестным подводным объектом в Каспийском море 13 октября 2011 года. На судне помимо груза мазута находился запас дизельного топлива в объеме 44 тонны, 1,5 тонны масла, 5 тонн льяльных вод и 30 тонн пресной воды. После столкновения в течение короткого времени было затоплено машинное отделение, судно потеряло ход, обесточилось, получило крен около 27 градусов и значительный дифферент на корму. В результате танкер сел кормой на грунт в 75 милях от устья Волги и 94 милях от порта Махачкала. Экипаж в составе 11 человек был спасен сухогрузом «Амур 2515». В результате инцидента никто не пострадал.

    Для координации спасательной операции в Росморречфлоте была создана рабочая группа, в Астрахани – штаб по ликвидации последствий аварии. Непосредственно на месте аварии руководство спасательной операцией осуществлял капитан морского порта Астрахань Магомед Абдулатипов. С 13 октября по указанию Федерального Агентства морского и речного транспорта к расчетному обеспечению действий по спасению танкера приступила группа аварийной поддержки «Морского инженерного бюро».

    Теплоход проекта 1577 «Григорий Бугров» (длина 128,6 м, ширина 16,5 м, высота 5,5 м) представляет собой стальное, однопалубное, двухвинтовое нефтеналивное судно смешанного река-море плавания класса IIСП, с двойным дном и двойными бортами, с баком и ютом, с тронком, с машинным и насосным отделениями и рубками в корме, с 8 грузовыми танками.

    Главные водонепроницаемые переборки расположены на 27, 34, 61, 79, 97 (133), 151, 169 и 196 шпациях, сообщает пресс-служба бюро. Размер шпации в носу – 400 мм, в корме – 600 мм, в районе грузовых танков – 660 мм. При реновации корпус в пределах шпаций 34–169 был изготовлен заново, с измененной в соответствии с требованиями МАРПОЛ геометрией (высота двойного дна в ДП 1100 мм, у второго борта – 1300 мм). При этом был образован тронк высотой 1500 мм, момент сопротивления корпуса в средней части нового корпуса имел 16% запас по отношению к требованиям класса IIСП, толщины элементов в средней части были увеличены до соответствия требованиям класса.

    В отличие от судов типа «Волгонефть», в средней части корпуса во время переоборудования были выполнены не 2, а 4 группы балластных танков, что существенно облегчило положение танкера в аварийной ситуации.

    Цифровая модель ситуации с точки зрения посадки, остойчивости и прочности была выполнена к вечеру 13 октября, далее уточнялась по мере получения новых фактических данных с выдачей оперативных рекомендаций штабу по ликвидации последствий аварии.

    Исходя из величины крена и дифферента судна, эксперты выявили, что в результате повреждений днищевой обшивки затоплены балластные танки ЛБ 25, 11, 13, машинное и румпельное отделения, часть помещений юта. Была допущена вероятность повреждений в балластном танке ЛБ 9.

    В начальный момент судно приняло около 2800 тонн забортной воды (примерно 1600 тонн воды в машинное отделение, примерно 1200 тонн в балластные танки ЛБ 11, 13, 25). В дальнейшем вода распространилась в помещениях юта и рубки с ЛБ, крен вырос до 30 градусов, общее количество воды оценивалось около 3000 тонн.

    Состояние судна из-за несимметричности затопления характеризовалось значительным креном на ЛБ – около 30 градусов и значительным дифферентом (4,5 м на корму). По сути, судно находилось на плаву засчет запаса плавучести носовых отсеков, а также части объемов, которые не заполнены грузом в грузовых танках.

    Усилия в корпусе в таком состоянии (без волновой составляющей) были в пределах допускаемых. Однако ситуация могла кардинально измениться в случае шторма.

    В наиболее опасной зоне в районе насосного отделения (перед надстройкой) изгибающий момент на тихой воде имел экстремум с величиной около 59 тыс. 500 кНм. Момент перегибающий, при этом днище сжато. При таком относительно небольшом моменте это не было опасно, но, когда перегиб в этой зоне стал возрастать из-за откатки груза в кормовых танках, могла возникнуть опасность перелома, так как это «больное» место судов типа «Волгонефть». При этом, если вся грузовая зона танкера была новой, то, начиная с насосного отделения и далее в корму корпус был сохранен с исходного проекта. Там поперечная система набора и достаточно небольшие толщины.

    Расчеты аварийной остойчивости показали проблемы с динамической остойчивостью (под воздействием волнения существовала опасность опрокидывания судна). В итоге были сформулированы первоочередные задачи операции – уменьшение осадки кормой (постановка судна на плав) и борьба с креном при контроле прочности в районе насосного отделения.

    Основная цель – получить состояние судна с наибольшей осадкой не более 4,20-4,30 м (для обеспечения возможности буксировки танкера в Астрахань).

    Были проанализированы возможные варианты действий:

    1. Герметизация затопленных помещений и отсеков и их откатка:
    - помещения юта (они создают достаточно большую свободную поверхность);
    - помещения машинного отделения и румпельного отделения (они ответственны за большой дифферент, значительную потерю остойчивости и плавучести, и главное, за значительный перегибающий момент, что опасно для корпуса в районе насосного отделения);
    - балластные цистерны (11, 13, а также 25) – ответственные за крен.

    2. Выгрузка груза.

    3. Комбинация в. у. мероприятий.

    Проведенные оперативные расчеты показали, что необходимо было действовать параллельно по двум вариантам (1+2).

    При выгрузке груза из грузового танка 7 (846 тонн) перегибающий момент в опасной зоне (в районе насосного) вырастал до 85 тыс. 900 кНм. Это было допустимо, но уже заметно. Тем более, что днище там имело повреждения, размеры которых на момент выполнения расчетов еще не были известны. После выгрузки танка 7 выгрузка из грузового танка 5 величина перегибающего момента в опасной зоне уменьшалась до 42 тыс. кНм. Значительно уменьшался крен и улучшалась динамическая остойчивость.

    В связи с этим были даны рекомендации:

    - выгрузить максимально возможно из грузового танка 7;
    - обеспечить выгрузку из грузового танка 5 (при этом обращалось внимание, что при завершении этого этапа возникал крен на ПБ, соответственно, выгрузку дальше осуществлять одновременно с танка 5 и танка 8 – до получения необходимых осадок и выравнивая крен);
    - осуществить выдавливание воды из балластных цистерн (11 и 13, затем 25 и 9), а также 12 (так как впоследствии была обнаружена вода в цистерне 12 ПБ, которая, вероятно, была затоплена водой позже, в результате повреждения вентиляционных головок во время шторма 19-21 октября);
    - выполнить герметизацию и откатку воды из помещений юта, румпельного, машинного отделения.

    Для устранения крена груз также выгружался из танков 6 и 8 (симметричных танкам 5 и 7). При всплытии кормы и при дальнейшей откатке воды из машинного отделения с целью недопущения дифферента на нос осуществлялся перепуск груза с танков 3 и 4 в танки 5 и 6 с последующей выгрузкой груза на другой танкер.

    В ходе операции рекомендации корректировались в связи с получением фактических данных по поврежденным помещениям (были выявлены затопление балластной цистерны 12, пробоина в форпике), по фактическим возможностям применения оборудования (насос, временно установленный в грузовом танке 5, обладал существенно большей производительностью, чем насос в грузовом танке 7) и т. п.

    Фактические размеры повреждений были выявлены позже, когда судно стало всплывать, так как до этого танкер «лежал» на этих пробоинах.

    Вечером 21 октября была обнаружена первая пробоина – с рваными краями по днищу у скулы в районе балластного танка №9 с длиной порядка 5,5 м и шириной до 35 см. В дальнейшем были выявлены и заделаны 5 пробоин в районе форпика с ЛБ, в районе балластной цистерны 9, между балластными цистернами 25 и 13, между балластными цистернами 13 и 11, а также по днищу машинного отделения. Длины пробоин составляли от 4 до 8 м с шириной до 35 см.

    Таким образом, танкер получил повреждения днища с ЛБ на длине около 96 м (72% от габаритной длины судна) и принял около 3000 тонн забортной воды (28% от водоизмещения по ЛГВЛ). Учитывая, что на борту было еще и 6138 тонн груза и около 80 тонн запасов, следует признать, что состояние судна было крайне опасным и сама операция с таким объектом была крайне тяжелой.

    В итоге, усилиями спасателей судно было поставлено на плав (утром 22 октября), крен и заметный дифферент ликвидированы, остойчивость восстановлена и прочность корпуса не нарушена.

    Вечером 23 октября основные мероприятия по борьбе за живучесть, включая выгрузку мазута (всего было выгружено 4404,560 куб. м груза) завершились.

    Спустя неделю после аварии, 20 октября, по указанию штаба штабу по ликвидации последствий аварии «Морское инженерное бюро» разработало и согласовало с Астраханским филиалом обоснование буксировки танкера (с 2 вариантами – перегон в порт Астрахань и в порт Махачкала) со следующим заключением:

    1. Ветро-волновая обстановка в рассматриваемом районе при ограничении по высоте волны 2,5 м допускает перегон судна на буксире без экипажа.
    2. Аварийная посадка и остойчивость судна на переходе удовлетворяют Правилам РС во всех рассмотренных случаях.
    3. Прочность судна с учетом повреждений, в состоянии на перегон соответствует требованиям Правил РС к судам с ограничением по высоте волны 3-процентной обеспеченности 3,5 м.
    4. На перегон судну устанавливается ограничение по высоте волны 3-процентной обеспеченности 2,5 м, что обеспечивает дополнительный запас прочности.

    С ночи 24 октября по вечер 25 октября перегон в порт Астрахань был благополучно осуществлен.

    Активное участие в спасательной операции приняло новое морское водолазное судно «Стольный град Ярославль» проекта SDS08 «Морского инженерного бюро». Судно построено в 2010 году Ярославским судостроительным заводом для Северо-Каспийского управления аварийно-спасательных и подводно-технических работ по заказу Федерального Агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.



21 мая 2024

19:00 ОСК представила цифровую модель судна, созданную на базе отечественного ПО
18:32 Минсельхоз определит общий допустимый улов в районах международных договоров для российских моряков
18:19 Разработан первый в Китае двухтопливный низкооборотный двигатель на метаноле
17:53 Власти Кировской области оценивают экономическую выгоду от речных грузоперевозок
17:31 Рыбакам Черного и Азовского морей до 1 января 2026 года разрешат вести рыболовный журнал на бумаге
17:11 ГТЛК приняла вторую баржу по инвестиционному проекту с использованием средств ФНБ
16:53 В результате подвижки льда на реке Лена затонуло 2 буксира-толкача
16:30 Губернатор: Астраханская область заинтересована в транзите белорусских грузов по морскому маршруту МТК «Север – Юг»
16:16 ГК «Астра Марин» планирует в навигацию 2024 года утроить число пассажиров на маршруте Санкт-Петербург — Крепость Орешек
15:58 В морском порту Махачкала введен в эксплуатацию передний створный знак
15:39 Туапсинский МТП направит на закупку портального крана 700 млн рублей
15:11 Вокруг крупнейшей в России морской буровой платформы планируется установить охранную зону в 565 м
14:57 Александр Козлов: Старт экспедиции «Северный полюс-42» запланирован на сентябрь 2024 года
14:35 Авансирование строительных работ на Багаевском гидроузле предлагается увеличить с 70 до 90%
14:20 ФАС повысит тариф на транспортировку нефтепродуктов по трубопроводам до порта Новороссийск
13:56 Балкер «Витус Беринг» станет первым судном в порту Анадырь (Чукотка) в навигацию 2024 года
13:38 «Петролеспорт» начал обслуживать новый сервис на Калининград
13:07 Астраханский СРЗ спустил на воду спасательный буксир проекта 22870 «Михаил Чеков»
12:39 Контейнерооборот порта Лос-Анджелес в апреле 2024 года вырос на 12% — до 770,3 тыс. TEU
12:33 Пожар на судне в Астрахани полностью ликвидирован
12:17 НКХП увеличил перевалку зерна в апреле 2024 года на 9% — до 726,3 тыс. тонн
11:54 Ожидается возобновление транзита коммерческих судов в порту Балтимор
11:19 На реке Лена с сорванных льдом судов эвакуировано 18 человек
11:15 Центр судоремонта «Звездочка» завершает подготовку колесного парохода «Н.В. Гоголь» к навигации
10:31 На территории судоремонтного завода в Астрахани загорелось судно
10:06 Грузооборот турецких портов в январе-апреле 2024 года вырос на 5,9% — до 179,4 млн тонн
09:35 Администрация «Обь-Иртышводпуть» ввела в обращение новые карты водных объектов
09:12 В Комсомольске-на-Амуре судовладельцы по требованию прокуратуры оформили незаконно занятые земельные участки
08:47 В морском порту Оля прошли тренировочные учения перед утверждением планов ЛАРН
08:23 В терминале Беринговский морского порта Анадырь (Чукотка) открылась навигация
08:00 Действие временного запрета на экспорт бензина из России приостанавливается до 30 июня 2024 года

20 мая 2024

19:00 ПСЗ «Янтарь» приобрел 3 новых аппарата высокого давления для малярного участка
18:44 Флот АО СПК «Дон» планируется пополнить судном «Метеор 120Р к августу 2024 года
18:26 В порту Архангельск изменены тарифы на услуги Росморпорта по предоставлению катеров «Галс» и «Проблеск 2»
18:09 EDGE Group (ОАЭ) и Fincantieri (Италия) создали совместное судостроительное предприятие
17:45 Власти Казахстана пригласили литовских инвесторов к реализации инфраструктурных проектов в портах Курык и Актау
17:17 «Саханефтегазсбыт» завершает подготовку причалов нефтебаз к летней навигации 20224 года
16:38 Начало работы паромных переправ по основным маршрутам Якутии планируется 25-27 мая
16:14 НК «КазМунайГаз» в I квартале 2024 года увеличила морскую транспортировку нефти на 65,2% — до 3,46 млн тонн
15:53 Zhoushan Changhong (Китай) и Horizon Tankers (Греция) заключили контракт на строительство танкеров дедвейтом 50 тыс. тонн
15:29 АО «Транснефть – Сибирь» завершило подготовку речного флота к навигации 2024 года
15:07 НЭС «Михаил Сомов» вышло в первый рейс навигации 2024 года
14:45 Выручка CMA CGM в I квартале 2024 года достигла $11,8 млрд
14:36 Глава СК России ждет доклад о состоянии транспортной инфраструктуры в ЗАТО Фокино (Приморский край)
14:11 Грузооборот порта Хедланд (Австралия) за январь-апрель 2024 года снизился на 3%
13:50 FESCO: Контейнерный рынок России по итогам четырех месяцев 2024 года вырос на 11%
13:32 В целях замещения критических позиций СКО начата реализация 60 комплексных проектов
13:16 Грузооборот порта Вентспилс (Латвия) за январь-апрель 2024 года снизился на 26%
12:45 Портфель заказов ССК «Звезда» до 2037 года составляет порядка 119 судов
12:31 Для нужд Республики Саха (Якутия) в период навигации планируется доставить 1,25 млн тонн грузов
12:12 Трое моряков пропали без вести после инцидента с турецким судном у побережья Румынии
11:50 На реконструкцию Онежского ССЗ будет выделено 2 млрд рублей
11:37 Глава ОСК: Астраханские верфи могут стать центром строительства дноуглубительного флота
11:17 На Беломорско-Балтийском канале стартовала навигация 2024 года
10:53 На Восточной верфи состоялась выкатка из эллинга шестого судна-краболова
10:42 США заподозрили китайские ремонтные суда в шпионаже
10:23 Дноуглубление в Ленском бассейне ВВП на 2024 год запланировано в объеме свыше 2,4 млн куб. м
09:55 На Камчатке появится судоремонтное предприятие для обслуживания маломерного промыслового флота
09:46 Амурский судостроительный завод в июле 2024 года планирует заложить плавучий транспортный док проект 17574
09:24 Торговый оборот Приморского края и КНР по итогам 2023 года вырос на 14,5%
08:50 На Чукотку в навигацию 2024 года планируется доставить 190 тыс. нефтепродуктов и почти 219 тыс. угля
08:23 После опрокидывания маломерного судна на реке Лена возбуждено уголовное дело
08:00 Проект строительства подъездной дороги к Махачкалинскому МТП направили на экспертизу

19 мая 2024

12:09 ОСК и СПбГМТУ внедрят новую систему подготовки инженерных кадров
11:52 Губернатор: Строительство глубоководного района порта Архангельск является флагманским проектом для региона
09:37 Более 100 человек прошли в ОСК обучение по программе «Судометрика»
09:19 Грузооборот морских портов России за 4 месяца 2024 года снизился на 4,3% — до 288,4 млн тонн

18 мая 2024

14:28 Танкер загорелся у берегов Йемена после попадания ракеты
12:09 Судно получило повреждения в районе Йемена
09:01 Введен временный запрет на вывоз отходов и лома драгоценных металлов из России